НАШ ЦИТАТНИК: «После повышения ключевой ставки до 19% рыночные ставки по ипотеке могут вырасти примерно до 23%. Это серьезно снизит объем выдачи ипотечных кредитов – девелоперы и банки вряд ли смогут их субсидировать до приемлемого для потребителя уровня...» Рустам Азизов

16 сентября, 10:10

Алина Плетцер: «Наработанные за много лет отношения в деловой сфере – тоже неплохой стартовый капитал!»

6 августа в 12:30

В строительном бизнесе такое бывает: сотрудник уходит из крупной компании, чтобы заняться бизнесом самостоятельно. Так возникли компании LEGENDA, Element Development, Formula City и др. А вот в консалтинге или экспертизе такое случается реже. О проблемах и целях «автономного плавания» рассказывает Алина Плетцер, учредитель и гендиректор компании «Центр консалтинга и экспертизы имени Плетцер».

Алина Плетцер
Фото предоставлено Алиной Плетцер

— Вы много лет проработали в известной и уважаемой фирме – «Негосударственный надзор и экспертиза». Не страшно было уходить на вольные хлеба?   
— Всегда страшно начинать что-то новое, уходить из привычного образа жизни, из зоны комфорта. Единственное, на что я могла рассчитывать, – на опыт, на знакомства в профессиональном кругу, на внутреннее желание быть полезной. Чистый лист, на котором ты начинаешь делать какие-то свои наброски. 

— Почему вообще возникло такое желание – уйти в свободное плавание? 
— Наверное, совпали несколько факторов.  В какой-то момент у нас с Александром Ивановичем Ортом сложились разные подходы к дальнейшему развитию организации. Он больше консерватор, я уверена, что надо искать новые пути.  В личной жизни произошли изменения. Я ушла в декрет, у меня родился ребенок. 
В компании ННЭ я проработала 12 лет.  Выбора, собственно, не было: надо было или расти, или оставаться на месте. Я выбрала двигаться дальше. Решение далось нелегко – я душой прикипела к месту, много сил потратила. Мой руководитель стал для меня наставником и дал возможность получить опыт, знания как с точки зрения управленческой деятельности, там и с точки зрения профессиональной экспертизы. Именно он дал мне возможность вырасти и понять, как я хочу развиваться дальше. 

— Строительство – консервативный бизнес. Считается, что открывать новую фирму, завоевывать статус – это долго и дорого… 
— Само по себе открытие юрлица – это недолго и не слишком затратно по финансам. Я понимала, что для своей сферы – негосударственная экспертиза проектной документации – мне нужен начальный капитал. Некоторые небольшие накопления у меня были, внешних инвесторов не привлекала. 
Фирма зарегистрирована 5 июня 2023 года. Но фактически начала работать в 2024-м, в феврале, параллельно занималась получением аккредитации, это непростой процесс. Тогда же появились и первые заказчики. Есть компания, у которой большая промышленная площадка и большие планы, в Петербурге эта фирма практически неизвестна. Консультируем крупный бизнес-центр. Выиграли один из тендеров холдинга Setl Group – проект многоквартирного жилого дома. 

— А у вас есть клиенты, которые перешли из ННЭ – к вам? 
— Нет. Когда стало понятно, что я регистрирую свою фирму, причем в той же сфере, то мы договорились, что заказчиков я не переманиваю; если интересы пересекаются – всегда можно созвониться и обсудить. Рынок большой, и страна не маленькая. 

— Считается, что в экспертном бизнесе большую роль играют наработанные за много лет связи среди чиновников и застройщиков. 
— Это действительно так. Но есть и другая важная составляющая. Многие менеджеры и руководители проектов, с которыми я когда-то сотрудничала на «исполнительском» уровне, тоже идут по карьерной лестнице вверх: занимают хорошие посты, становятся начальниками, открывают собственные бизнесы. И эти наработанные за много лет отношения, возможность разговаривать на уровне первых лиц – тоже стартовый капитал. 

— Раньше вы приходили к заказчикам как представитель ННЭ. А теперь представляете себя. Это помогает или мешает? 
— Наверное, из названия моей компании видно, что я ставлю на имя, которое имеет одно из важнейших значений при выборе исполнителя заказчиком. Название с именем запоминается, так как этот подход не стандартен. Кроме того, в городе все экспертизы персонализированы. Их скорее знают по именам, чем по названиям фирм. Экспертиза Орта, экспертиза Зозули, Пироговой, Логунова… За годы работы в сфере экспертиз моя фамилия уже многим знакома, кому лично, кому понаслышке, а соответственно, заказчикам будет проще сориентироваться. 

— То есть фамилию, если вдруг понадобится, вам теперь не сменить… Что вы будете вкладывать в «компанию имени Плетцер»? Какой набор принципов, компетенций? 
— Идея заключается в том, чтобы не только оказывать услуги в сфере негосударственной экспертизы, но включать и набор других связанных услуг, которые дадут в строительной отрасли максимальный результат. Условно – через эффект синергии. Это и судебная строительно-техническая экспертиза, и сопровождение в судах споров между заказчиками и подрядчиками, потому что адвокатские конторы не всегда владеют спецификой. Знаний по юриспруденции бывает недостаточно, нужны знания по технической части: терминология, специальные нормы. В этом случае шансы выиграть дело выше. Кроме того, у нас есть партнеры-проектировщики, с которыми мы работаем «под ключ», гарантируя, что результат будет быстрым, а согласования положительными. Не просто: сначала проект, потом экспертиза, а параллельно, этап за этапом. 
Используется принцип пазла, когда к основному виду деятельности добавляются сопутствующие, связанные и пересекающиеся с ним. 
 
— С поправками в Налоговый кодекс и ростом пошлин (в разы) за судебные иски такое комбинированное предложение, наверное, будет вдвойне актуальным. 
— Ко мне обратились знакомые, с историей по разделу частного дома. Индивидуальный жилой дом в какой-то момент стал многоквартирным. Второй собственник хочет признать его блокированной застройкой. Меня попросили сделать заключение для суда; я начала читать документы, подготовленные юристом, и поняла, что его позиция заведомо неправильная. И таких случаев много. В нашем законодательстве много неясностей и противоречивых норм. Причем в разных регионах трактовать положения могут по-разному.  Еще и по этой причине споры в строительстве нередко решаются только через суд. Возможность объяснить суду суть вопроса не только с точки зрения юриспруденции, а также с точки зрения технического сопровождения, применения терминологии, норм градостроительного права, строительного технического права, повышают шансы заказчика получить более квалифицированную помощь, чем в неспециализированной адвокатской конторе. 
В общем, наша сильная сторона – дополнительные, в том числе междисциплинарные компетенции.  

— Аренда офиса, набор персонала – с этим было много хлопот? 
— Помогла пандемия – все перестроились на другой формат взаимодействия и замечательно научились работать удаленно. Очные встречи случаются все реже, чаще – конференции, общение в онлайне. У меня сейчас нет острой необходимости в офисе. 

— Как же это? А престижный адрес, офис в «Парадном квартале», например, или в «Невской Ратуше»? 
— В перспективе – если будут необходимость и возможность – я бы хотела завести офис на площади Конституции, в бизнес-центре «Лидер», с видом на город. Этажа этак с сорокового… Такая цель. 

— Сколько у вас сотрудников? 
— Суммарно больше 15. Но трудовой договор заключен только с шестью. С остальными мы сотрудничаем по договорам ГПХ, по договорам с самозанятыми или с ИП. Это и по налогам проще: я как собственник и работодатель столкнулась с нашей налоговой системой – и ужаснулась. 

— А статус компании? 
— У нас ООО, на упрощенной системе налогообложения. Я анализировала этот вопрос. На данный момент это оптимальный для нас режим. Будут расти обороты – посмотрим. Может быть, возникнет группа компаний или холдинг. 

— С какими компаниями и объектами вам интереснее работать? 
— Мне нравится узнавать новое, участвовать в чем-то новом. У меня нет пристрастного отношения к каким-то определенным типам объектов. С жильем всегда проще – там более-менее все понятно. 
Есть заказчики, то есть организации, с которыми я не буду взаимодействовать. Потому что в прошлом у них случались моменты недобросовестного поведения, неисполнения обязательств. Бизнес есть бизнес, ничего личного, но, с моей точки зрения, брать заказы у компании с негативной репутацией – это лишний риск. 
Хорошие партнерские отношения не менее важны, чем финансы. 

— Специалистов, с которыми вы работаете, вы и раньше знали? Или набирали с HeadHunter? 
— И так и так. С некоторыми я раньше работала. Есть те, кого нашла по резюме на HeadHunter. Многих я давно знаю, мы знакомы, понимаем друг друга. Команда сформировалась за долгие годы занятия экспертной деятельностью. 

— При выборе сотрудника на какую-то позицию что для вас будет важнее – уровень квалификации, человеческие качества, готовность работать в команде? 
— Вряд ли я смогу расставить эти критерии по значимости. Человеческие качества, конечно, очень важны – как человек ведет себя с другими, комфортно ли с ним работать. Профессионализм – базовое качество, без этого не о чем говорить. Важно, чтобы эксперты были вместе с тем и проектировщиками, практиками, умели находить варианты. Чтобы они мыслили разносторонне, не только в рамках своей узкой специализации. 
Это часть нашего позиционирования: эксперты помогают. А не просто удостоверяют: правильно или неправильно. «Я написал замечание и жду, когда вы его отработаете» – этого мало. 

— Как у вас в компании с гендерным балансом? 
— Пять сотрудников – женщины. Я сама была в декрете, и в окружении у меня много коллег с маленькими детьми. В перспективе, когда будет возможность, я буду стараться предоставлять рабочие места молодым мамам. Может быть, даже и с организацией детского садика с яслями, прямо при фирме. Умным, сильным женщинам отсутствие такой возможности иногда мешает реализовать свой потенциал. 

— Потом у вас появится небольшая частная школа, за ней – маленький частный университет… 
— Я бы хотела – в перспективе – заниматься образовательной деятельностью. Возможно, одним из направлений у нас будет организация видеокурсов или онлайн-курсов для подготовки специалистов, ГИПов и ГАПов.  

— У вас есть какие-то сформулированные цели на ближайший год или, скажем, на пять лет? 
— Вот вы спросили, и я задумалась. В цифрах и показателях – пожалуй, нет, так я задачи себе не ставила. Пока для меня важно (на этот год) сформировать правильную структуру компании, выстроить схему, наладить взаимодействие между направлениями. Когда это будет сделано – можно будет говорить о каких-то показателях, в том числе о финансовых. 

— «Сформировать структуру» – чтобы что? 
— (Смеется) Подождите, вы хороший вопрос задали… Чтобы на рынке, в строительной отрасли, в нашей сфере появилась организация, способная решить любые вопросы. В рамках закона, конечно. Чтобы мы могли привлекать или использовать ресурсы для решения любых, даже самых сложных задач.  
Тяжело прогнозировать что-то конкретное. Я как-то привыкла: работаю и работаю. Конечно, мы все хотим заработать, но это вряд ли может быть главной целью. Хочется быть полезной, помогать рынку, используя свои компетенции и возможности, знания и опыт. Чтобы – когда-нибудь, потом-потом – все забыли, что «Плетцер» – это фамилия. И писали бы с маленькой буквы – как отдельный вид направления в девелоперской сфере или особый подход решения проблем и вопросов.  


Реклама / ООО «ЦКЭ им. Плетцер» ИНН 4707050839 - expertiza-plettser.ru

erid: 2SDnjcHnkgz