НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 14:09

Рядом с Санкт-Петербургской консерваторией могут построить еще одну шахту для станции метро «Театральная»

13 августа в 10:07

«Метрострой Северной Столицы» получил ордер на земляные работы в центре Петербурга – рядом с консерваторией. Это очередной этап подготовки станции метро «Театральная», а комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) подготовил положительное заключение историко-культурной экспертизы.

Дом быта (место предполагаемого вестибюля). Фото: gov.spb.ru

Результаты экспертизы КГИОП – проводить работы рядом с консерваторией допустимо. Однако установка там очередного забора может добавить интриги к обсуждению места для вестибюлей новой станции метрополитена рядом с Мариинкой.

Сейчас в Петербурге проходят обсуждения этой историко-культурной экспертизы (они продлятся до 19 августа). Эксперты проверяли, как скажется на исторических зданиях  бурение скважины между историческим зданием консерватории и памятником Римскому-Корсакову на Театральной площади. Скважина нужна для строительства метро, расстояние между ней и названными объектам – соответственно около 11,3 и 13 метров.

Положительное заключение о сооружении скважины может снова разогреть дискуссию общественности о том, насколько допустимо и безопасно делать вестибюль "Театральной" рядом с Мариинским театром. 

Напомним, по Генплану города для "Театральной" предусмотрены два выхода: первый – около Мариинского театра. Второй – в районе пересечения Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов, где сейчас находится Дом быта (на титульном фото). 

Что же насчет сооружения вестибюля метро около театра, то против этого выступает его художественный руководитель Валерий Гергиев. Дирижер весной 2024 года публично заявил, что стройка может угрожать Мариинки. "У нас каждый день дрожит здание. Причем это такая крупная дрожь, которая в полной мере ощущается на верхней репетиционной сцене", – подчеркнул он в интервью "Российской газете". 

По мнению транспортного инженера, автора телеграм-канала "Сказочный проектировщик" Ивана Вергазова, здание театра вполне может выдержать работы по строительству станции. «В таких ситуациях многое зависит от качества проектирования, обследования здания, – поясняет он. – Например, я не уверен, что мы точно знаем глубину заложения несущих конструкций Мариинского театра – это может быть скрыто последствиями катастрофических наводнений начала XIX века. С другой стороны, театр же выдержал землетрясение 1977-го года (тогда сила толчков достигла трех баллов – NSP). Не думаю, что проходка тоннелей и наклонных ходов дает больше трех баллов». 

Любопытно, что компания «Метрострой Северной столицы» после заявления Гергиева сообщила, что «в  адрес руководства Государственного академического Мариинского театра направлено предложение по размещению входной группы на станцию «Театральная» по адресу: Лермонтовский проспект, д. 1/44».  То есть метростроевцы предложили разместить выход только по второму адресу, предложенному в Генплане. 

Однако Дом быта на Лермонтовском тоже может стать не самым простым решением для города. Как выяснилось нынешним летом, договоренности об использовании этой постройки пока нет. Владелец здания Юрий Филатов сообщил "Фонтанке", что не согласен с идеей сноса ради строительства вестибюля метро. Он предлагает построить выход из метро у дома 37 по улице Декабристов или на Театральной площади – там, где этот выход не хочет видеть Валерий Гергиев.  

По материалам Генплана, первый вестибюль должен быть готов к 2030 году. Смольный ранее сообщал, что ввод в эксплуатацию станции метро «Театральная» запланирован не ранее 2026 года. 

1 из 2
Источник: portal.kgainfo.spb.ru/kgamap

Мнение эксперта 

Георгий Фролов, руководитель проектов в компании «STEP. Транспортные решения»: 

– Что касается влияния стройки на здания, то в Петербурге накоплен хороший опыт сооружения эскалаторных тоннелей проходческим комплексом «Аврора», который успешно проходил под исторической плотной застройкой на станциях «Обводный канал», «Спасская», «Адмиралтейская» и совсем недавно на «Горном институте». Однако Мариинский театр уже более 20 лет находится в окружении строек, и перспектива получить (даже если оптимистично это только не более пяти лет) полностью раскопанную Театральную площадь, вряд ли может радовать руководство Мариинки.

В то же время возникший спор – это хороший повод построить сначала выход на Лермонтовском проспекте. Там больше преимуществ. Потенциальный вестибюль на Театральной площади относительно близок к «подземкам» на Сенной площади. А если поставить задачу охватить северо-западную часть Адмиралтейского района, с этим как раз лучше справится вестибюль на Лермонтовском. Если построить его первым, то в 15-минутной пешеходной доступности от него окажется весь исторический район Коломны, у жителей которого метро нет.

Единственный нюанс здесь — проектные решения. Под землей станция уже построена под улицей Декабристов между домом 29 и театром. Чтобы спуститься в метро со стороны Лермонтовского проспекта, согласно актуальным наработкам проектировщиков, пассажиру нужно будет пройти сложный и неудобный путь: сначала эскалатор, потом протяженный подходной коридор, а потом крутые лестницы, примыкающие к центральному залу станции сбоку. Примерно, как на станциях «Достоевская», «Обводный канал» или «Приморская».

В свете этого представляется хорошим вариантом попытаться собрать каскад эскалаторов, стыкующий участок Дома Быта с западным торцом станции — это позволит избавить пассажиров от лестниц. Либо можно прийти прямым эскалатором в подземный вестибюль под улицей Декабристов. Его стройка, безусловно, потребует перекрытия улицы и, возможно, дорогостоящего выноса сетей, но для пользователей метро он будет значительно удобнее. Вестибюль при этом будет подземным, примерно как выход на перекрестке Невского проспекта и Думской улицы у Гостиного двора.

Анализ этих вариантов потребует времени и отодвинет сроки ввода станции, но точно ли нам стоит спешить, когда мы строим инфраструктуру на века?