НАШ ЦИТАТНИК: «Снижение цены для застройщика - путь в тупик: всегда найдется тот, кто предложит еще дешевле. У покупателей возникают демпинговые ожидания: цена упала, может, еще подождать? Растет недоверие: цена падает - значит, у компании какие-то проблемы?..» Максим Жабин

11 ноября, 01:46

Освещение класса люкс в России: заказчики не хотят интерактива

Сегодня в 07:00

Какие требования к световому дизайну выдвигают богатые российские заказчики, которые могут позволить себе почти все. Это обсуждали участники круглого стола по световому дизайну на объектах класса «А» в рамках форума «Свет для человека».

Экспозиция с форума «Свет для человека». Фото: NSP

Стоимость «технического» освещения для квартир площадью от 100 кв. м может варьироваться в широком диапазаоне: 100 тыс. евро далеко не максимум. Так, цена на дизайнерские светильники, которые сами являются украшением интерьера, может доходить до 6 тыс. евро за единицу. Такой порядок цифр озвучила основатель и художественный руководитель DE&DE Interior Studio Ирина Бойцова. 

При этом в проектах премиум класса сейчас используются преимущественно российские бренды. Обусловлено это не только возможными сложностями с доставкой, но и тем, что необходимо оперативное гарантийное обслуживание. Именно оперативность, как уточнили участники круглого стола, не всегда можно обеспечить, работая с европейскими производителями. При этом дизайнеры, использующие российские марки приборов, сами их «испытывают» и проверят надежность работы (например, могут полить водой, имитируя дождь). 

Еще один тренд: теперь даже самые обеспеченные заказчики могут в какой-то момент начать экономить.  Как уточнил основатель светотехнической компании «L1» Иван Федянин, несмотря на всю оптимизация, на данный момент примерно 80% строительных объектов выходят за рамки ранее расчитанного бюджета. Приоритеты в таких случаях довольно предсказуемы: на первом месте интерьеры, потом фасады и потом уже благоустройство. Именно на этом этапе уже может начаться урезание бюджета. 

Кстати, замечена еще и такая закономерность: если не сделать архитектурное освещение на участке, то  рано или поздно там все равно появятся гирлянды, – людям все равно захочется создать уютную атмосферу. 

По мнению гендиректора ландшафтной компании "Деревопарк" Андрея Кочеткова, с ростом доходов клиентов растет и их "насмотренность". Как следствие, средняя планка требований подросла, многие хотят что-то более интересное.

При этом обобщая опыт, участники круглого стола обратили внимание на то, что спрос на «навороченные» сценарие освещения не велик. Некоторые даже занимают позицию, что им не нужно никакого "умного дома", никакого интернета. Сказывается и возраст: если у человека началось снижаться зрение, то возникает потребность в более ярких источниках. А вот молодые заказчики предпочитают мягкий точечный свет. 

Стоит учесть, что сценарии освещения зависят от использования помещения в конкретный момент. Например, в спальне могут быть несколько источников мягкого света, которые помогают успокоиться перед сном и набор светильников с ровным светом – например, для уборки или утренних сборов.

В целом, говоря о том, как изменился рынок, эксперты констатировали, что за десять лет сформировалась новая профессия: дизайнер освещения (специализация в вузах тоже уже есть). Такой специалист, в отличие от "светотехника", более точно понимает, что может свет, как он влияет на эмоциональное состояние и как этим состоянием с помощью освещения можно управлять.