НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 11:18

Доверять искусственному интеллекту работу эксперта не стоит даже в отдаленном будущем

Сегодня в 09:30

Повсеместный переход на цифровые модели строительных проектов не произойдет в течение ближайших лет. Сначала нужно обучить специалистов новой технологии и изменить бизнес-процессы в работе всех участников рынка. Об этом рассуждают Алексей Иванов, BIM-менеджер ГК «Глобал ЭМ, Ольга Муратова, руководитель проектов ГК «Глобал ЭМ», а также опрошенные «НП» специалисты.

– Какой пакет документации быстрее и проще выдать в экспертизу: бумажный или цифровой? И есть ли перспективы сокращения ее сроков благодаря цифровым информационным моделям (ЦИМ)? 

Ольга Муратова
Муратова Ольга
руководитель проектов
ГК «Глобал ЭМ»

Ольга Муратова: 
– Пока что подавать проектную документацию «на бумаге» всем привычнее, а значит, быстрее и проще. Процесс отработан многими десятилетиями взаимодействия проектных организаций и экспертов. 
С 2022 года использование технологий информационного моделирования стало обязательным в рамках госконтрактов. Полагаю, эти два года позволили выявить недочеты, проработать методологические рекомендации к ЦИМ, повысить квалификацию сотрудников, но таких проектов еще недостаточно много, чтобы довести процесс до автоматизма в прямом и переносном смысле. Сказывается также нехватка полной линейки отечественного ПО. В коммерческом строительстве речь пока вообще идет только о пилотных проектах. 
У нашей компании опыта прохождения экспертизы с цифровой моделью пока нет, хотя с цифровыми технологиями мы работаем уже несколько лет. 
Сейчас мы готовимся к тому, что документацию по жилому проекту «Троицкая гора» в экспертизу придется выдавать и в бумажном, и в цифровом виде, поскольку в составе ЖК есть три социальных объекта. Это значит, нам нужно увеличить трудозатраты: модель подразумевает бОльшую детальность проработки и более расширенную спецификацию, чем это обычно требуется на стадии проектной документации. 
Это уже что-то среднее между проектной и рабочей документацией. На увязку разделов между собой и отработку коллизий могут уйти дополнительные пару недель. На трудозатраты на первый такой проект можно закладывать дополнительно 35%. Но со временем процесс пойдет быстрее. 

Алексей Иванов
Иванов Алексей
BIM-менеджер
ГК «Глобал ЭМ»

Алексей Иванов:  
– Сейчас мы вышли на новую стадию внедрения информационных технологий, когда экспертиза будет рассматривать оба варианта документации: классический (в 2D) и цифровую информационную модель. Это более комплексный подход, более тщательная проверка, а значит, более сложная в подготовке документация.  
Поэтому первое время для проектных компаний увеличатся временные и трудозатраты – не менее чем на 20%. При условии, что компания уже работает в ТИМ, набила первые шишки, имеет штат специалистов, необходимое программное обеспечение и опыт создания проектов в «цифре». Затраты ресурсов могут также вырасти в зависимости от типа проекта: стандартный жилой комплекс или объект культурного наследия, для которого потребуется не просто цифровая модель, а цифровой двойник.  
Есть и плюсы. Экспертиза документации в ЦИМ повысит качество проектов и уменьшит количество коллизий – благодаря более детальной проработке уже на первой стадии. Это значит, что и замечаний от экспертов будет поступать меньше. Трудоемкость для проектных компаний тоже постепенно снизится, хотя, думаю, еще не скоро станет меньше, чем в 2D-формате. А вот для экспертизы в будущем она сократится гораздо существеннее, ведь проверять модель будет проще, чем бумажную документацию, в том числе за счет автоматизации процессов. Для проверки наполнения параметров и коллизий между разделами уже сейчас существует отечественное программное обеспечение, не уступающее зарубежным аналогам. 
В целом, на горизонте в 10 лет я не вижу возможности перехода к полностью цифровой проектной модели, ни в экспертизе, ни тем более на строительной площадке, где удобнее работать с классическими чертежами.  

– А готовы ли эксперты рассматривать проекты в цифровой информационной модели? 

Ольга Муратова:  
– Далеко не все эксперты готовы проверять цифровую модель, еще и поэтому проектную документацию мы все равно будем дополнять пдф-форматом. Это вовсе не говорит о некомпетентности сотрудников экспертизы. Порой эксперты-отраслевики, которые очень хорошо разбираются в законодательстве, даже в автокаде не работают. Думаю, в экспертизе должен появиться свой штат ТИМ-специалистов. 

Алексей Иванов:   
– Со специалистами, которые умеют работать с «цифрой», в отрасли проблемы, любой коллега подтвердит. Органы экспертизы – не исключение, хотя, например, в нашей петербургской экспертизе специалисты очень грамотные.  
В экспертизе работают люди с достаточно большим опытом и, как правило, возрастные. Они не обучались ЦИМ. Будущие эксперты, которые обучались ЦИМ в вузах, еще не набрались достаточного опыта. Поэтому некоторое время при рассмотрении ЦИМ экспертизой возможны пробуксовки.  

– Достаточно ли имеющихся методологических рекомендаций по геометрической и атрибутивной информации к ЦИМ для проведения экспертизы? 

Алексей Иванов:  
– Сейчас уже есть разработанные требования региональной экспертизы. В частности, Петербург, Москва и Свердловская область имеют свои подробно сформированные методологические рекомендации. 
Однако имеются региональные различия, которые обязательно предстоит привести к общему знаменателю. 

– Помогает ли бесшовное проектирование сократить сроки экспертизы? 

Алексей Иванов:  
– Бесшовное проектирование – это такой подход, когда проектировщики и специалисты госэкспертизы взаимодействуют непрерывно: от момента старта проекта и до ввода здания в эксплуатацию.  
Эта методика на практике встречается крайне редко, хоть и существенно сокращает сроки согласования проектной документации и дальнейшего строительства. Она требует гораздо больших трудозатрат со стороны экспертного органа. Ведь специалист должен вникать во все стадии проектирования и иметь навыки работы с неготовыми проектными решениями. Требуется на это и большее финансирование, окупить которое можно только за счет сокращения сроков строительства.  
Позволить себе такое может только государство, когда речь идет о масштабных и сложных федеральных стройках, либо крупный федеральный девелопер, имеющий достаточно ресурсов для постоянного привлечения специалиста экспертизы. В иных случаях метод бесшовного проектирования нецелесообразен. 

– Реальна ли на сегодня экспертиза только по ЦИМ? Возможна ли однажды автоматическая экспертиза по ЦИМ? 

Алексей Иванов:  
– Если уже сейчас появились пилотные проекты проведения экспертизы только по ЦИМ, значит, в будущем они могут появиться повсеместно. Но, повторюсь, оформлять проекты в плоских чертежах мы не перестанем. Доверять же ИИ работу эксперта я бы не рискнул даже в отдаленном будущем. Даже после обучения ИИ может не понять контекст каких-то специфических проектных решений.  

Участники дискуссии 

« Понятие информационной модели введено в градостроительное законодательство в 2019 году, но сегодня, спустя пять лет, в части информационного моделирования в том виде, о котором идет речь в Градостроительном кодексе, мы далеко не продвинулись. Причем Главгосэкспертиза, а также региональные государственные экспертизы, по моему мнению, больше готовы к новации, чем негосударственные.
Цифровая модель дает общую картину и четкое понимание того, как выполняются инженерно-технические системы, как увязаны между собой предусмотренные техническими регламентами характеристики безопасности здания. Но для того, чтобы внедрить в полном объеме цифровую модель, недостаточно иметь в штате BIM-менеджеров. Эксперт несет индивидуальную ответственность при выдаче положительного заключения, значит, он сам должен уметь работать в программе. В идеале – быть практикующим проектировщиком. Мы как раз сейчас такой подход применяем в своей экспертизе.
Большинство экспертов пока к такому не готовы.
Конечно, перестройка в подходах рассмотрения проектной документации обязательно будет, но сказать, в какие сроки это произойдет, проблематично.»

генеральный директор ООО «Центр Консалтинга и Экспертиз им. Плетцер»
Алина Станиславовна Плетцер

«Предварительный анализ преимуществ проектирования с помощью BIM-технологий позволяет сказать, что технология дает количественные и качественные преимущества, улучшающие процесс проектирования.
Если их оценить в цифрах, то можно отметить следующее: уменьшение работы архитекторов на 10%; оптимизация времени технологов на 20%; сокращение строительных и эксплуатационных затрат на 30%; снижение рисков ошибок и неточностей в документации на 40%; сокращение сроков проектирования и строительства на 10–50%; уменьшение времени на согласование на 80%.
Этот полезный инструмент выгоден всем участникам процесса, значит, возможности информационного моделирования необходимо использовать по максимуму.
Однако участники строительного процесса находятся на разной стадии информационного моделирования: кто-то на старте, кто-то на дистанции, а кто-то на финише. Поэтому на горизонте пяти-десяти лет я не вижу возможности перехода к полностью цифровой проектной модели ни в экспертизе, ни тем более на строительной площадке.
В экспертизе должны появиться штатные ТИМ-специалисты, которые будут заниматься исключительно проверкой цифровой модели сооружения. »

президент ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»

«Для повсеместного внедрения новых цифровых подходов необходима стандартизация и доработка соответствующих методик и требований к ЦИМ на уровне федерального законодательства. Программные средства уже существуют и будут адаптироваться к нормативно-правовой базе.
Участникам рынка предстоит оптимизировать процессы, пройти обучение. Однако переподготовка кадров и разработка российского ПО не решат все проблемы без изменения бизнес-процессов и подходов к работе в целом.
Если говорить о широком применении технологий информационного моделирования, машиночитаемых форматов документов и искусственного интеллекта на всех этапах жизненного цикла проекта, то скорость изменений в этом направлении будет увеличиваться. Это наше ближайшее будущее.
Государство активно занимается проработкой и развитием целого стека информационных технологий и методик. Мнение участников рынка имеет большое значение, и к нему прислушиваются. »

начальник ГАУ «Леноблгосэкспертиза»
Денис Горбунов

«СПб ГАУ «ЦГЭ» полностью готово к проведению экспертизы цифровой проектной документации и имеет в своем штате всех необходимых специалистов и соответствующее структурное подразделение. С 2017 года экспертиза проектной документации проводится исключительно в электронной форме.
Внедрение повсеместного применения цифровой проектной документации возможно путем внесения в законодательство РФ соответствующих изменений, предусматривающих обязательную разработку информационной модели объекта капитального строительства во всех случаях. »

врио директора Санкт-Петербургского ГАУ «Центр государственной экспертизы»
Рыжиков Артем Юрьевич