НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 20:40

Развод разводом, а ипотека – пополам: Верховный суд разбирался в нюансах неудачного брака

19 ноября 2024 в 10:53

Верховный суд вынес определение по делу № 18-КГ24-184-К4, которое может сыграть важную роль в дальнейшей судебной практике.

Рис. Kandinsky 3.1, ПАО СберБанк

Дело было в Краснодаре. Максим С. и Марина поженились в июне 2012 года. Годом ранее Максим С. приобрел квартиру с использованием ипотечного кредита. В 2018 году супруги досрочно погасили кредит, выплатив 1,9 млн рублей, в том числе 1,7 млн – в период брака. 

В феврале 2019-го они приобрели еще одно жилое помещение, и тоже в ипотеку. (Второй кредит был совсем небольшой – около 500 тысяч.) Но с браком не заладилось. В 2021 году брачные отношения «были фактически прекращены», в январе 2022-го – последовал развод. Квартира досталась мужу. А в августе Максим досрочно погасил задолженность перед банком. Помогли премии, полученные в начале 2021 года.

Марину такой расклад не устроил. Она потребовала взыскать с бывшего супруга половину выплаченных на протяжении брака ипотечных платежей, а также – половину премиальных. Максим, в свою очередь, предъявил встречный иск. И потребовал с бывшей супруги половину средств, выплаченных по второму кредиту.

Нижестоящие суды частично удовлетворили иски. Но Марине отказали и в возмещении средств за ипотечные платежи, и в разделе премии. В отношении кредита суд решил: раз она, вступая в брак, знала об ипотеке – значит, права на компенсацию у нее нет. Зато суд удовлетворил встречный иск и присудил Максиму получить с бывшей супруги половину выплат по второму займу (250 тысяч). Вердикт прошел апелляционную и кассационную инстанции.

Верховный суд с решением не согласился. И указал, что «исполнение супругом личного обязательства, возникшего до заключения брака, за счет совместных доходов супругов порождает у другого супруга право требовать возмещения половины потраченных средств с учетом доказанности факта несения таких расходов». Это обстоятельство – насчет «добрачных обязательств» – можно было бы предусмотреть в брачном договоре. Но его не было, значит – придется доказывать в новом процессе.

И насчет премии. ВС подчеркнул: важно не когда получены деньги, а за какой период. Если премия выплачена после развода, но за работу в период времени, когда брак еще был действителен, – придется делиться.