НАШ ЦИТАТНИК: «Пока ставки будут сохраняться на таком высоком уровне, россияне будут либо переносить сделки с недвижимостью, либо покупать жилье за наличные. Ипотеку будут брать только в крайних случаях и на небольшие суммы, чтобы как можно скорее закрыть долг...» Георгий Горшков

5 декабря, 01:32

Жизнь исторических зданий в современной среде: в работе необходим комплексный подход

Сегодня в 11:19

О реставрации и реконструкции исторических зданий в современном культурном контексте говорили участники одной из дискуссий биеннале «Архитектура Петербурга», проходящем в Этнографическом музее.

Фото: NSP

Важными темами биеннале «Архитектура Петербурга» стали реставрация и реконструкция исторических зданий в современной культурной среде. Участники дискуссии обсудили ключевые аспекты сохранения культурного наследия, работы реставраторов и значимости исторических объектов для будущих поколений.

«Так устроен мир, что абсолютную ценность всё представлять не может. Безусловно, есть отдельные фрагменты города, где историческая среда сложилась настолько целостно и композиционно-грамотно, что эти участки подлежат охране... Здесь каждое здание, несмотря на его индивидуальные характеристики, является частью исторической среды», — отметил председатель КГИОП Петербурга Алексей Михайлов. По его словам, каждый исторический город остается в том числе городом для жителей. Баланс между сохранением культурной части города и развитием — предмет нормативного регулирования. 

Не каждый сможет жить в историческом доме, например, без ванны, резонно добавляет г-н Михайлов. Однако в пример можно привести один голландский исторический дом, где кто-то из жильцов повесил табличку с надписью «Не спрашивайте, как я живу, меня все устраивает». "Есть задача — чтобы критическая масса неудовлетворенных жителей города не переросла в решительные действия отказа от охраны. С этим связана наша работа», — заявил председатель КГИОП.

Архитектор-реставратор и руководитель архитектурного бюро «Литейная часть-91» Елена Скрылева рассказала о работах на территории форта Тотлебен, построенный в 1896 году на острове Котлин в Кронштадте. Форт функционировал долгое время, в 1990 году был включен в список объектов культурного наследия, а весной 2008 года вандалы разрушили находившийся там музей. До 2024 года объект стоял заброшенным, сейчас там начались работы для обеспечения сохранности объекта и приспособления его под тренировочную базу для юных моряков. Известно, что на форте будут отреставрированы и созданы причалы для парусников и моторных лодок, площадки для тренировок и соревнований юных моряков, музей и зоны для проведения мероприятий, посвященных истории флота. 

В ходе дискуссии участники рассуждали о роли реставратора. «Когда я пришла в мастерскую к Александру Александровичу Кедринскому в Екатерининский дворец, — рассказала г-жа Скрылева, — он первым делом сказал: «Мы все понимаем, что мы гениальны, заканчиваем академии и творческие вузы. Забудь свое «Я», иначе ничего не получится. До тебя это проектировал Кваренги или Камерон, просто пойми, что ты являешься тем связующим звеном будущих поколений, которым достанутся твои работы для ознакомления. Важно, чтобы они никогда не поняли, что ты приложил сюда руку».

Фото: NSP (проект реконструкции исторического здания под детский сад)

Архитектор-реставратор компании «Брусника» Светлана Малевич представила, как вписать объект культурного наследия в современную городскую среду на примере реставрационных работ в Усадьбе Федора Злоказова на Пролетарской улице в Екатеринбурге. Здание было построено в 1880-1890 годы, в 1920-е там расположился завод фруктовых вод; в более позднее время находился детский сад и жилые помещения. Кстати, в 1897 году у дома появился пристрой — кухня, баня и веранда, которую решили воссоздать в наши дни. 

«Как инвестору, девелоперу нам важно было правильно посчитать площадь, экономику и предложить дальнейшее использование», — пояснила г-жа Малевич и добавила, что воссоздать веранду было необходимо, она стала бы фишкой объекта, рассказала его историю. Подобные работы решили провести также с мансардой и подвалом. Архитекторы-реставраторы хотели показать, что ОКН может быть включен в жизнь города и обслуживать себя сам. 

По мнению архитектора, самое главное в работе с объектом культурного наследия — предложить подходящую ему функцию, которая не будет требовать от здания расширения, но станет экономически выгодной. В бывшей Усадьбе Злоказова решили разместить образовательное учреждение. Отмечается, что в здании сохранена старинная лепнина.

1 из 2
Фото: NSP

Генеральный директор "Краски Фридлендеръ", член ВООПиК и Градостроительного совета ЛО Анна Смирнова заявила, что в работе с ОКН необходим комплексный подход всех участников процесса: подрядчиков, органов охраны, проектировщиков, реставраторов, архитекторов, дизайнеров, производителей материалов, а также пользователей и посетителей объекта. "От комплексного подхода зависит, сможем ли мы сохранить наше национальное достояние для будущих поколений", — подчеркнула эксперт.

Фото: NSP