НАШ ЦИТАТНИК: «Этот год продемонстрировал интересный тренд. Обычно застройщики землей не торговали, а приобретали площадки под свои проекты. Сейчас рынок подвижный. Половина запланированных к реализации проектов предлагается на рынке...» Эдуард Тиктинский

25 декабря, 13:18

Алексей Белоусов: «Снижение ключевой ставки стало бы отличным подарком от Деда Мороза!»

Сегодня в 14:15

В этом году петербургскому Объединению строителей исполнилось 25 лет. И уже 17 лет Ассоциацию «Объединение строителей СПб» возглавляет Алексей Белоусов. Мы попросили его вспомнить, как все начиналось и насколько актуальные задачи ассоциации отличаются от тех, что приходилось решать четверть века назад.

Алексей Белоусов
Алексей Белоусов. Фото предоставлено Ассоциацией «Объединение строителей СПб»

— Давайте начнем с небольшого экскурса в историю Объединения строителей. Как все начиналось 25 лет назад, что тогда собой представляла ассоциация? 
— Заглянем на несколько десятилетий назад, в конец 80-х — начало 90-х. Когда развалился Советский Союз, полностью изменилась система финансирования строительства. Мы перешли от бюджетной стройки к рыночным условиям. Появились строительные организации, которые начали выстраивать работу по новой системе. Это был сложный период, финансовые возможности у города были совершенно другие: например, бюджет Петербурга на 1999 год составлял всего порядка 60 млрд рублей, что примерно в 25 раз меньше, чем сейчас. 
Многие компании, которые тогда начинали бизнес, не смогли выдержать переход от государственной экономики к рыночной. Но зато те, кто сумел самоорганизоваться и обрести устойчивость, как раз и стали костяком, основой строительного комплекса Петербурга. Некоторые из них успешно работают и сейчас. 
Вот для того, чтобы представлять интересы этого строительного сообщества, и была создана наша ассоциация. Тогда она называлась Ассоциация домостроителей Санкт-Петербурга. 

— Как менялись ее функционал и формат? Начиналось ведь все со строительства жилья, а сейчас компетенции намного шире. 
— Со временем в ассоциацию вошли не только строительные организации Петербурга, но и компании из Ленинградской области, производители строительных материалов, в частности, домостроительные комбинаты, которые изготавливают блоки для строительства, а также заводы, которые производили кирпичи и стеновые панели. Кроме того, постепенно, помимо компаний из города и области, в ассоциацию вступили и представители других субъектов.  
В результате появился новый бренд — Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада». Слово «промышленный» в названии подчеркивало, что мы стремились максимально широко привлечь производителей стройматериалов.  
Следующее изменение было связано с введением саморегулирования в 2008 году. Мы тогда стали некоммерческим партнерством, как требовало законодательство, и саморегулируемой организацией. 
В целом суть объединения осталась прежней. Но на этом этапе мы потеряли производителей стройматериалов, поскольку они вошли в отдельную СРО. 
Впоследствии партнерством было принято решение открыть отделения в СЗФО. Они появились в Мурманске, Архангельске, Пскове, Новгороде… И успешно работали до момента вступления в силу новых законодательных изменений.  

— Я помню, сколько в 2008 году было горячих дискуссий на тему саморегулирования. Что, на ваш взгляд, было самым спорным на этапе становления этой системы? 
— Проблемы, с которыми мы столкнулись при получении статуса СРО и в процессе становления саморегулирования, сейчас, с высоты прожитых лет, кажутся детскими, незначительными. Концепция системы саморегулирования менялась неоднократно, поскольку, как любая новая система, проходила несколько этапов становления. 
Хотя довольно быстро механизм был отлажен. Тезис о том, что саморегулирование состоялось, впервые прозвучал лет пять спустя после введения этого института. И он вполне актуален до сих пор. 

— Продолжает ли эта система трансформироваться? 
— Конечно, изменения происходят все время. Вот совсем недавно, в ноябре, появился новый федеральный законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который формулирует очередные задачи для саморегулирования. В том числе – процедуры исключения из реестра недобросовестных игроков, а также выстраивание обратной связи при формировании Национального реестра специалистов, чего раньше не было. Вводится такое понятие, как «стандарт национальных объединений». Аналогичные документы, но на своем уровне, предстоит принять саморегулируемыми организациями России. 
Это говорит о том, что контрольные функции национального объединения довольно серьезно расширяются. Это очень важно. 

— Вы возглавляете ассоциацию с 2007 года. Помните, какие задачи предстояло решить в первую очередь? 
— В 2007 году в ассоциации состояли 38 строительных компаний. Пришлось заниматься привлечением новых членов, формированием новых целей и задач, налаживать деловые отношения с ассоциациями Северо-Запада. Кстати, уже к концу 2007 года число членов ассоциации выросло в три раза. 
Учитывая, что я довольно долгое время был депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга и участвовал в работе инвестиционно-тендерной комиссии, я знал практически всех застройщиков, был хорошо знаком с ситуацией в отрасли. Так что в этом смысле для меня серьезных неожиданностей не было. 

— Есть ли какая-то специфика в работе петербургской ассоциации, связанная с особенностями нашего города? 
— Да, мы имеем статус города федерального значения, и мы морской, портовый город – место, где реализуются уникальные проекты строительства, например, на намывных территориях. 
Надо отметить еще и наличие довольно широкого пласта компаний, которые занимаются объектами культурного наследия. Учитывая уникальное положение нашего города, большую площадь, занятую историческими памятниками, мы очень много внимания уделяем охранной тематике. Например, при поддержке Объединения строителей СПб недавно был принят закон, который позволяет проводить экспертизу объектов культурного наследия, финансируемых из бюджета Петербурга, не в Москве, а в нашем городе. 

— Какие вопросы на повестке Объединения строителей СПб сейчас самые важные и актуальные? 
— Прежде всего, вопрос защиты интересов участников строительного рынка. Кроме нашего объединения, мало кто этим занимается как на региональном, так и на федеральном уровне. С точки зрения законодательных инициатив и работы с органами власти, мы призваны защищать интересы своего сообщества, чтобы бизнес наших компаний был успешным. Мы работаем прежде всего для этого. 
Ни один законопроект, который касается строительной отрасли, не обходится без участия в его подготовке экспертов нашей СРО. Потому что чем лучше будут условия для ведения бизнеса, в том числе в нашем регионе, тем динамичнее он будет развиваться, тем больше будет надежных строительных компаний, эффективнее их деятельность. 

— Что вы думаете о волне банкротств, которую предрекают строителям из-за сложившейся экономической ситуации? Что можно сделать для ее предотвращения? 
— Это сложный и, я бы сказал, системный вопрос. Многое напрямую связано с наличием финансовых возможностей у страны, у регионов. Строительная отрасль развивалась бы более эффективно, если бы продолжалась поддержка, которую мы наблюдали в последние годы: льготная ипотека, новые направления ипотечного кредитования и другие меры. К сожалению, рассчитывать на это уже не приходится. 
В каком-то смысле нынешняя ситуация может стимулировать развитие и совершенствование скрытых механизмов отрасли, которые раньше не были настолько востребованы. 
Тем не менее со стороны государства также нужны какие-то поддерживающие меры. Так, в этом году появились два законопроекта: первый направлен на развитие механизма строительных сберегательных касс, второй — о строительно-сберегательных счетах. Это не что иное, как попытки законодательно урегулировать вопросы, связанные с поддержкой строительного сектора в условиях, когда массовая ипотека фактически свернута. Законодатель пытается найти варианты, которые бы позволили помочь строителям в непростое время. 
Со стороны субъектов Федерации также могут быть приняты эффективные меры. Например, касающиеся сокращения административных процедур, цифровизации строительства в целом. Если бы сроки согласования документов уменьшились, затраты строителей снизились бы. 
В целом, свертывание финансирования льготной ипотеки требует быстрой перестройки работы застройщиков. Но мы не готовимся к массовым банкротствам. Мы полагаем, что совместно с банками найдем способы преодолеть эти трудности. 
Кстати, несмотря на очень серьезный провал продаж на первичном рынке в сентябре, в октябре и ноябре они росли. В декабре я также надеюсь на положительную динамику. 

— То есть поводы для оптимизма все-таки есть? 
— Без сомнения! На федеральном уровне есть понимание стратегической важности строительной отрасли, и мы вместе с коллегами будем работать над тем, чтобы найти решения для всех актуальных задач. Я надеюсь, это будет совместный созидательный труд, результаты которого мы увидим в конце 2025 года. 

— Чего еще вы ждете от наступающего года? 
— В Петербурге мы ждем принятия Правил землепользования и застройки! Очень надеемся, что у городских властей наконец дойдут руки до этого важнейшего документа. Потому что задержка с его принятием тормозит очень многие проекты. 

— Есть ли у вас пожелания, неподвластные человеку? Которые мог бы исполнить только Дед Мороз? Сегодня модно к нему обращаться в открытых письмах. 
— Да-да-да! Снизить ключевую ставку до 4% — и тогда нам не нужны никакие субсидии! Снижение ключевой ставки стало бы отличным подарком от Деда Мороза! 

— Что пожелаете в 2025 году коллегам и жителям города? 
— Поздравляю всех с наступающим Новым годом! Хочу пожелать строительным компаниям как можно больше интересных проектов, которые запомнились бы как им самим, так и нашим гражданам. А жителям Петербурга желаю, чтобы они испытали искреннюю радость от того, что стали владельцами новых квартир — светлых, красивых, комфортных, функциональных, наполненных элементами умного дома! Чтобы людям было хорошо жить в этих новых домах, и они с удовольствием водили детей в детские сады и школы, возведенные для них нашими строителями, проводили время в благоустроенных дворах новых жилых комплексов!