НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 20:13

60% россиян довольны качеством жилищно-коммунальных услуг. А вы к ним относитесь?

7 июля 2019 в 21:00

ВЦИОМ определил, что 60% российских граждан удовлетворяет качество жилищно-коммунальных услуг. Девять лет назад этот показатель составлял 39%. А в Новом Горелово застройщик и жители бьются с монополистами за снижение тарифов. Своими впечатлениями с NSP поделились Андрей Кириллов, Николай Антонов, Юрий Иванов, Николай Дюмин, Лариса Чистякова и др.

Вы относите себя к довольным или скорее к недовольным?  Ситуация улучшается или становится хуже?  Как строятся ваши отношения с УК или ЖЭКом – вы принимаете участие в управлении домом? Какие проблемы в ЖКХ считаете первоочередными?


Юрий Иванов,
активист сообщества «Против – УК «Профсервис!»:
– Жители 122 домов Московского района фактически стали заложниками недобросовестных предпринимателей из ООО «УО «Профсервис» (входит в ПАО «ГИТ» Гранта Агасьяна). Услуги по содержанию домов практически не оказываются, а собственники квартир не могут поменять УК. «Профсервис» регулярно фальсифицирует протоколы общих собраний, отменяющих реальные собрания жителей, а Государственная жилищная инспекция находит разные поводы, чтобы не вносить в реестр выбранные гражданами УК. 

Несмотря на решения суда и возбуждённые уголовные дела, на основе очередных липовых протоколов «Профсервис» вносит в квитанции суммы за планируемые многомиллионные работы, которые собственники не согласовывали. Сотни миллионов рублей, поступивших от жителей, компания не спешит выплачивать ресурсоснабжающим организациям, наращивая долг. В апреле этого года ФГУП «ТЭК» было вынуждено расторгнуть договор с ООО «УО «Профсервис» и перейти на прямые взаиморасчёты с жителями. Активисты неоднократно обращались во все органы исполнительной и законодательной власти города, а также профильные министерства и ведомства с требованием остановить произвол. Встреча с Александром Бегловым, на которой жильцам обещали помощь, а также митинг у стен администрации Московского района тоже не решили проблему. Последняя попытка повлиять на ситуацию – видеобращение к президенту РФ в ходе ежегодной прямой линии – пока не дала видимых результатов. Похоже, власть просто не хочет брать на себя ответственность за беспредел ЖКХ.

Надежда Зотова,
директор по развитию строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест»: 
– Взаимодействие с коммунальными службами в целом стало более прозрачным и комфортным. Сегодня большинство жильцов может подать показания счётчиков и оплатить услуги онлайн, конкуренция среди управляющих компаний высокая, что сказывается и на повышении качества услуг. Все наши объекты в Петербурге мы передаём в управление УК «ЮИТ-Сервис». У жильцов есть личные кабинеты онлайн с широким функционалом – от оплаты счетов до подачи заявок на ремонтные работы и жалоб, единая диспетчерская, куда можно обратиться 24/7 по любому вопросу. В новых проектах мы предусматриваем «умные» счётчики и вводим систему in-Home, которая позволяет отслеживать траты ресурсов каждый день через приложение на мобильном телефоне, то есть сделать их ещё прозрачнее. Конечно, остаётся вопрос постоянно растущих тарифов. В то же время качественные новостройки лишены проблем «старого» фонда, а при строительстве всё чаще внедряются энергосберегающие решения. Причём в условиях роста тарифов вопросы ресурсосбережения становятся новым конкурентным преимуществом.

Никита Скорняков,
генеральный директор группы управляющих компаний ГОСТ:
– Действительно, уровень удовлетворённости услугами ЖКХ граждан в целом по стране растёт. Но это органический рост, который не связан с какими-либо новыми законопроектами. Собственники стали чаще участвовать в управлении домом, у них растёт «коммунальная грамотность», что способствует улучшению качества управления. Что касается Петербурга, ситуация в нём сложнее, так как многими домами управляют жилкомсервисы. Государственные жилищно-коммунальные службы не мотивированы быть эффективными, поэтому они проигрывают частным компаниям. Именно засилье жилкомсервисов послужило причиной пробуксовки реформы «прямых платежей» (оплаты за потребление воды и тепла напрямую ресурсоснабжающим организациям).

Евгений Богданов,
основатель проектного бюро Rumpu:
– Это сомнительная статистика, у меня возникает вопрос, как её собирали. Однако рынок действительно меняется.  У государства в сфере ЖКХ появились частные конкуренты, которые оказывают аналогичные услуги населению. Особенно это касается новостроек. Сейчас практически каждый застройщик имеет собственную управляющую компанию. При этом у товарищества собственников жилья есть широкие полномочия по выбору УК, следовательно, эти организации существуют в острой конкурентной среде. А я всегда говорю, что в бизнесе нет ничего лучше, чем открытая здоровая конкуренция. Она всегда улучшает рынок. То есть 60% довольных людей – это, конечно, преувеличенные цифры, но эта сфера и правда улучшается.

Катерина Соболева,
управляющий директор центра инвестиций в недвижимость Becar Asset Management:
– Точно знаю, что в Ленинградской области очень завышен тариф на коммунальные услуги и иногда содержание квартир там стоит больше, чем в черте города. Ситуация с дорогами и придомовыми территориями становится лучше, а тарифы будут расти и далее. Проблема ЖКС – это уборка МОПов и придомовых территорий, парковка. В нашем бизнесе есть управление и жилой, и коммерческой недвижимостью, и оно приносит доход, если не само по себе, то как компонент asset-портфеля. Самые частые претензии – грязь, наледь зимой, сколы на фасадах, освещение МОПов, и они довольно легко устранимы.

Лариса Чистякова,
PR-директор «М2Маркет»:
– На мой взгляд, эти проблемы нужно решать системно. У нас, к примеру, в Центральном районе старые коммуникации, которые нуждаются в замене. Однако по закону меняют их только небольшими фрагментами и только в тех местах, где случилась авария или прорыв. Как следствие – постоянные аварии и прорывы, вечные раскопки. То есть государство готово тратить деньги постоянно понемногу, вместо того чтобы сделать один раз надолго. И так во всём. А что касается активного участия в управлении домом, могу сказать, что это дело неблагодарное, трудозатратное  и не всегда результативное. Поэтому оставляю такую возможность старшему поколению своих соседей с обострённым чувством справедливости.

Андрей Кириллов,
директор по маркетингу и продажам корпорации «Мегалит»:
– Мы сосредоточились на девелоперском бизнесе, а для управления нашими объектами выбираем компании на открытом рынке в рамках тендера. Этот подход позволяет обеспечить лучшие условия для наших жителей, в том числе и по стоимости обслуживания. 

Если говорить обо мне как о пользователе жилищно-коммунальных услуг, я отношу себя к потребителям-аскетам. Мне не нужно многого от управляющей компании: чистота, исправность оборудования и адекватная стоимость. Поэтому я доволен практически всегда, но и с управляющей компанией, видимо, повезло.

Николай Антонов,
генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью»:
– Я абсолютно доволен работой нашего ЖКХ, поскольку знаю, сколько стоят коммунальные услуги нормального качества в мировой практике. В российских тарифах заложена сильная социальная составляющая. Управляющие компании обеспечивают собственникам жилья очень скромный набор услуг, но они просто подстраиваются под уровень жизни большинства потребителей. Ну и, кроме того, мы сами голосуем за определённое качество обслуживания, выбирая дом и форму управления им. Если оно не устраивает, надо менять жильё. 

Я лично в управлении своим домом не участвую, поскольку после работы уже не могу и не хочу говорить на профессиональные темы. Для МТЛ как управляющей компании эксплуатация недвижимости, в частности – апарт-отелей, безусловно, доходная статья. Собственники апартаментов всегда хотят знать, какой набор коммунальных услуг им полагается и по какой цене. Мы этой информации не скрываем. По качеству к нам претензий, как правило, нет: AVENUE APART совсем новый объект, внутренние коммуникации в хорошем состоянии.

Николай Дюмин,
генеральный директор АО «Сервис-Недвижимость» (входит в Группу «Эталон»):
– АО «Сервис-Недвижимость» обслуживает 105 многоквартирных домов и 14 коммерческих объектов в Петербурге. Благодаря тому, что управляющая компания и застройщик входят в одну Группу, можно оперативно решать вопросы гарантийного ремонта и эффективнее взаимодействовать с жителями. Кроме того, мы лучше, чем сторонняя организация, разбираемся в сложном инженерном оборудовании современного дома.

Наша УК экономически устойчива и обладает хорошими техническими возможностями, например, своей аварийно-диспетчерской службой, которая обслуживает все районы города.

Приятно слышать, что процент российских граждан, довольных качеством жилищно-коммунальных услуг, вырос. Мы стараемся ещё на этапе заселения наладить сотрудничество с жильцами. Эффективное обслуживание дома во многом зависит от активной позиции собственников, решения которых и реализует УК. Поэтому советуем собственникам выбрать совет, который будет активно участвовать в жизни дома.

Тарифы устанавливает Комитет по тарифам, и управляющая организация никак на них не влияет. Есть и другая сторона этого вопроса – своевременная оплата ЖКУ собственниками. Долги ложатся на УК. Мы же, в свою очередь, своевременно выполняем платёжные обязательства перед ресурсоснабжающими организациями и подрядчиками.

Екатерина Запорожченко,
коммерческий директор ГК Docklands Development:

– По своему опыту могу сказать, что при любом формате управления зданием есть как сторонники, так и противники, а есть собственники, сохраняющие нейтралитет. Пропорция может меняться в зависимости от качества работы ответственных лиц – правления ТСН, ТСЖ или УК.
Как правило, в среде противников мало конструктива, они не настроены на диалог, в штыки воспринимают любые перемены, редко проявляют инициативу и не любят брать на себя ответственность. Нейтрально настроенные зачастую не участвуют в дискуссиях, решают личные вопросы и пропадают.

Самая благодарная аудитория, к которой и я себя отношу, это активисты, настроенные на цивилизованное общение и поиск выхода из сложных ситуаций, без которых не обходится процесс управления зданием. Зачастую у этой аудитории уже есть богатый опыт владения самой разной недвижимостью и понимание процессов, им есть с чем сравнивать качество услуг. У них же зачастую развито чувство ответственности за свою собственность, есть желание участвовать в жизни объекта. С развитием общей культуры владения недвижимостью, я надеюсь, доля таких собственников будет расти.