НАШ ЦИТАТНИК: «Регионам нужны реальные полномочия, чтобы защищать участников ИЖС. Мы уже выстроили системную работу с банками: выявлено около 2 тыс. сделок с нарушением сроков, достигнута договоренность о реструктуризации, кредитных каникулах, замене подрядчика...» Александр Дрозденко

15 июня, 08:03

Петербуржцы критикуют остановки общественного транспорта: урбанисты рассказывают, что нужно исправить

Сегодня в 08:00

В Петербурге собираются установить в этом году свыше 550 павильонов общественного транспорта. Однако многие горожане критикуют конструкции за то, что они слабо защищают от дождя и ветра. NSP спросила урбанистов, какая остановка – правильная.

Фото: NSP

Комитет по благоустройству Петербурга в 2025 году планирует установить более 550 новых павильонов ожидания общественного транспорта. Они появятся на проспекте Космонавтов, Морской набережной, Челябинской улице, Новочеркасском проспекте, Загородном проспекте и т.д.

В соцсетях комитета представлен также внешний вид такого павильона. «Конструкции были разработаны специалистами комитета по градостроительству и архитектуре совместно с Союзом дизайнеров Санкт-Петербурга», — пояснили в ведомстве. Основная характеристика павильонов — прозрачные стены и крыша, деревянные скамейки.  

А вот в комментариях горожане замечают о том, что такая остановка плохо защищает от осадков и ветра, а стеклянная крыша создает неудобство в жару. «Пускай они будут не такие красивые, но зато функциональные», — оставляют свои пожелания жители.

Вопрос комфорта петербургских остановок – предмет давнего обсуждения. NSP писала, что первоначальная конструкция уже дорабатывалась, чтобы обеспечить лучшую защиту от осадков. 

Мнения экспертов 

Евгений Ваничев, исследователь городской среды:

– На остановке не должно: дуть, капать, припекать, обливать брызгами, быть темно вечером и ночью. Остановочный павильон должен быть расположен своим фасадом – открытой частью – на достаточном расстоянии от края проезжей части, чтобы одновременно не долетали оттуда брызги и при этом можно было устроить боковые стенки достаточной ширины, чтобы защититься от бокового ветра и осадков. К тому же это не должно мешать посадке и высадке пассажиров, особенно в пиковые моменты.

Дополню, что павильон должен защищать не только при ожидании транспорта, но и в момент посадки-высадки. То есть крыше нужно дотягиваться максимально близко к подъезжающему транспорту, а передний ее срез иметь водоотвод, чтобы потоки дождя водопадом не лились за шиворот пассажирам. Павильон не должен усиливать городской остров тепла. Идеальным решением в данном случае является обустройство эксплуатируемой кровли с высокотравным газоном. Помимо прямого положительного эффекта такая крыша еще и визуально интересна и привлекательна, а при ботанически и инженерно грамотном проектировании — почти безуходна.

Теперь давайте обсудим типичные ошибки имеющихся в городе павильонов. Прежде всего, это прозрачная крыша: она не защищает от солнца и одновременно не дает освещения в темное время суток. Частой бедой павильонов являются и высоко расположены лавочки для ожидающих. Иной раз даже взрослый человек не дотягивается ногами до пола при сидении...

Даниил Воронин, городской проектировщик, автор канала «Вороньи мысли»: 

– В первую очередь, павильон должен защищать от осадков. Достаточно трех стенок, но чтобы они укрывали от непогоды. Остановки должны отвечать комфорту и иметь удобные параметры с учетом пассажиропотока. То есть вмещать больше людей, если там наблюдается большой наплыв пассажиров. Ширина тротуара тоже важна: если это узкое место, то не должно быть боковых стенок, чтобы не создавать еще больше препятствий. А если размещается реклама на павильоне, то она не должна перекрывать просмотр приближающегося транспорта.

Важно, чтобы сам павильон был информативен для пассажиров: нужна понятная навигация, чтобы человек даже без телефона понял бы, куда он может уехать с этой остановки и когда.

В павильонах могут быть дополнительные функции, как зарядки, wi-fi и подобное, но это лишь дополнительные функции. В городе с хорошим трафиком общественного транспорта человек не должен часами проводить время на остановке, а тогда нормально зарядить телефон или подключиться к wi-fi (с рекламой) вряд ли выйдет.

Из всех мест, где я был, наиболее приемлемыми являются московские павильоны, хотя там, на мой взгляд, есть ненужные излишества.