НАШ ЦИТАТНИК: «Ипотека сегодня для банков даже по льготным программам является либо бездоходной, либо с отрицательной доходностью. У нас очень жесткое регулирование. Но банки готовы выдавать ипотеку с нулевой рентабельностью, чтобы не падало строительство жилья...» Герман Греф

13 августа, 11:56

Работа саморегулируемых организаций в сфере градостроительства претерпит изменения

Сегодня в 09:05

Закон № 309-ФЗ сокращает разброс и усиливает контроль, а также, переводит саморегулируемые организации (СРО) на единые стандарты и форматы.

Фото: NSP

Новый Федеральный закон № 309-ФЗ, подписанный 31 июля 2025 года, вносит поправки в Градостроительный кодекс и задает курс на усиление роли национальных объединений СРО и внедрение единой системы нормативов. Закон вступит в силу 1 марта 2026 года, предоставляя СРО-сообществу переходный период около шести месяцев для адаптации.

Согласно новым положениям, национальные объединения СРО получат право формировать и утверждать единые правила саморегулирования. Это означает, что каждый регион будет обязан следовать базовым федеральным стандартам.

Закон вводит обязательную стандартизацию внутренних актов — структурные, процедурные и кадровые требования теперь должны опираться на обновленные федеральные шаблоны. Это, в свою очередь, позволит выравнивать практики управления у всех организаций, обеспечить единообразие в дисциплинарных механизмах, а также повысить надежность процедур приемов и исключений членов.

Цифровизация получает важный толчок: создаются требования по интеграции с едиными реестрами, электронному мониторингу, обмену сведениями о членах, их квалификации и финансовых обязательствах. Предполагается активное использование цифровых инструментов и системного контроля, что должно повысить прозрачность и оперативность надзора.

Кроме того, закон расширяет перечень дисциплинарных мер и предоставляет возможность автоматизированного (без суда) исключения нарушителей. При этом усиливается ответственность профильных специалистов — авторов проектной документации (ГИП, ГАП и др.) — за соблюдение нормативов и своевременность уточнений, в установленном порядке.

Особое внимание уделено кадровому обеспечению: закон вводит требования к штатному составу. СРО должны обеспечить наличие профильных специалистов и соответствующий уровень IT-поддержки. Дополнительно устанавливаются пределы обязательств СРО и их членов, а также связи с компенсационными фондами.

Наконец, усиливается уведомительный порядок: теперь СРО обязаны получать информацию о ключевых этапах реализации договоров, от их заключения до возможного расторжения. Это должно повысить надежность исполнения контрактов и предупредить нарушения.

Экспертное сообщество встречает реформу по-разному. Большинство публикаций подчеркивает, что стандартизация, централизация и цифровизация способствуют снижению теневых практик и росту качества выполнения строительных и проектных задач. Но мелкие и средние СРО выражают обеспокоенность: переход на новые стандарты, инвестиции в ИТ-инфраструктуру и усиленные кадровые требования могут стать для них серьезной нагрузкой. Аналитики советуют таким организациям заранее оценить ресурсы и подготовить адаптационные планы.

Что уже делают СРО? Национальные объединения официально уведомили членов о принятии закона и приближающемся переходе. Во многих организациях инициированы аудиты внутренних актов, разработка планов информационных систем и обновление штатного состава. Часть СРО уже работает над проектами по цифровой интеграции, стремясь соответствовать новым требованиям.

Для самих СРО рекомендации уже ясны: 

  • Переосмыслить внутренние правила и привести их в соответствие с федеральными стандартами. 
  • Начать внедрение и модернизацию цифровых систем, включая реестр членов и мониторинг договоров. 
  • Подготовить кадровую стратегию: оценить существующие ресурсы, обучить сотрудников или привлечь новых. 
  • Проанализировать лимиты обязательств и актуальность фондов страхования / гарантий. 
  • Активно взаимодействовать с национальными объединениями при разработке федеральных регламентов и шаблонов. 

Ожидается, что национальные объединения СРО и Минстрой в ближайшие месяцы опубликуют практические методические рекомендации и возможные шаблоны документов — их нужно отслеживать внимательно. В отдельных вопросах, таких как точные лимиты обязательств и порядок автоматизированного исключения членов, может понадобиться дополнительная законодательная детализация или разъяснения.

Предполагается, что по результатам новшеств система саморегулирования в строительстве перейдет на новый уровень — множество отдельных практик трансформируются в единую, контролируемую и цифровую среду. Вопрос лишь в том, насколько быстро и эффективно СРО-сообщество отреагирует на эти изменения, и сколько окажется отставших.