НАШ ЦИТАТНИК: «Надо очень аккуратно подходить к частичному изменению фасадов, поскольку оно порой довольно серьёзно меняет здания. Можно удлинить нос Венере Милосской, талию усилить, ноги укоротить. Но Венеры Милосской мы уже тогда не получим...» Владимир Григорьев

13 апреля, 19:34

Дом жены булочника

31 июля 2019 в 08:40
1 973

Дом жены булочника

Знаменитые памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания мы хотим увидеть под неожиданным углом, заглянув за эффектные фасады. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».

Название: дача Гаусвальд   
Архитекторы:
 Владимир Иванович Чагин, Василий Иванович Шене
Годы постройки: 1898–1900  
Адрес: 2-я Берёзовая аллея, 32  

Что будет, если составить вместе цилиндр и пирамиду в два этажа, дополнить парой одноэтажных кубов, затем добавить асимметрии, архитектурных элементов классических английских коттеджей и баварского декора, а после выкрасить конструкцию разнотонной краской, словно патокой фисташкового цвета? Получится дом, похожий на роскошный глазированный торт, специально созданный для жены булочника. Он известен в Петербурге под двумя названиями: дача Гаусвальд и дом Ирен Адлер. Фотографии его первой владелицы Евгении Гаусвальд сохранились лишь в семейных архивах. Поэтому здание часто ассоциируется с героиней классического детектива, которую поселил здесь советский кинорежиссёр. Кажется, что на импозантном крыльце вновь открываются двери, за кадром звучит скрипка, а из роскошного дома выходит роскошная женщина в фиалковом платье. 

Роскошь – главный атрибут Каменного острова конца XIX века. В период правления Николая II его территория принадлежала императорской семье. Остров носил название парк «Тихий отдых» и был отдан под элитную застройку. Участки выделяли представителям знати и приближённым ко двору персонам. Здесь селились принцы, князья, видные учёные, крупные промышленники и финансисты. Поэтому непонятно, каким образом получить землю в самом центре острова удалось булочнику, пусть даже и разбогатевшему.  Информации о размерах состояния Гаусвальда нет, но известно, что строительство дачи обошлось ему в 49 295 рублей и 22 копейки, из которых 20 157 рублей и 68 копеек составляли проектные работы. Особняк создали два популярных архитектора – Владимир Чагин и Василий Шене, которые любили поиграть с формами и были очень рады подобному заказу. Так, в 1900 году среди вилл и особняков знати появился шедевр – дом жены булочника и одно из первых зданий в России в новом стиле модерн. Роскошью оно не уступало ни одному из соседей, а его силуэт стал легендарным и по сей день копируется архитекторами.

Разноуровневая дача с двумя террасами, балконами, круглой угловой башней, витиеватым кованым и деревянным декором была не только оригинальной, но и функциональной. Юго-западная и северо-восточная части имели два отдельных входа, поскольку предназначались для служебных и семейных нужд. На небольшом удалении были построены конюшня, сарай и флигель с комнатами для прислуги и прачечной, объединённые единым декоративным стилем, чтобы весь комплекс строений смотрелся гармонично. Интересно, что жилые семейные комнаты находились на первом этаже, а гостевые – на втором, а не наоборот. Внутренняя роскошь дачи Гаусвальд заключалась не в обилии комнат и помещений, ненужных для проживания и приёма гостей. Здесь каждый метр был тщательно продуман, а интерьеры отличались изысканностью и уютом. Инженерные системы в здании нельзя назвать инновационными, пожалуй, просто надёжными. Дом обогревался системой печного отопления, которая обошлась хозяину почти в 2000 рублей. Специальная естественная система вентиляции позволяла дому дышать, чтобы деревянные опоры и перекрытия прослужили дольше. Интересное конструкционное решение было только у водопровода, для функционирования которого на чердаке разместили бак на 250 вёдер. Этакая миниатюрная внутридомовая водонапорная башня. Её строительство обошлось Гаусвальду в 926 рублей, т. е. в два месячных генеральских оклада.  

До сегодняшнего дня старинные системы не сохранились, как и почти всё внутреннее убранство. Изразцы, витражи и деревянный декор начали растаскивать и продавать беспризорники, которые поселились здесь после революции. Детская колония имени Луначарского занимала здание недолго, затем оно на многие годы стало санаторием для рабочих Ленинградского металлического завода. Вероятно, в этот период внутренние инженерные системы заменили на более современные, в том числе провели электричество. В 1994 году особняк полностью отключили от сетей, а отверстия естественной вентиляции были наглухо забиты. Это значительно осложнило работы по реконструкции, которые сегодня завершаются. 75% исторических конструкций удалось спасти. Дача Гаусвальд приобрела исторический зеленоватый оттенок, но сменила функциональное назначение. Теперь здесь будет располагаться элитный офис.

Автор колонки: Пётр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»