НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

19 апреля, 01:01

В Ленобласти недавно создан Совет новостроек с участием местных активистов. А почему такого Совета нет в Петербурге?

11 марта 2018 в 21:00

В конце прошлого года в Ленобласти создан Совет новостроек. В него вошли активисты-новоселы из Мурино, Кудрово, Бугров и т. д. Что интересно: Совет на самом деле работает, граждане выдвигают предложения по развитию инфраструктуры, в заседаниях участвует губернатор Дрозденко. Своим мнением с NSP поделились Максим Жабин, Александр Белоусов, Красимир Врански, Елена Бодрова, Александр Беляев и др.

А почему такого Совета нет в Петербурге? Разве у нас нет общих (для разных районов) проблем, особенно в зонах массовой и комплексной застройки? Есть ли у вас опыт конструктивного взаимодействия с группами активистов при реализации строительных проектов? Например, когда пожелания граждан были учтены при создании объектов благоустройства или при решении более сложных и капиталоемких вопросов транспортной и социальной инфраструктуры. Если да, на какой стадии стройки такой диалог разумно начинать?

Максим Жабин,
заместитель генерального директора ООО «Лиговский канал»:

– Совет — это группа людей, которых по каким-то причинам и при каких-то обстоятельствах наделили полномочиями решать столь значимые задачи, как обустройство районов, развитие инфраструктуры и т. д. У них в какой-то момент возникнет субъективное мнение по тому или иному вопросу, при этом оно может кардинально отличаться от видения и чиновников, и даже тех жителей, которые их выбрали. И это будет! Я в этом нисколько не сомневаюсь. Надо брать опыт старых добрых времен, когда Генеральный план развития был документом в основе стратегического развития города и прилегающих к нему территорий, он точно отражал все возможные этапы. Его надо просто дополнить новым видением, учесть факторы, которые не были учтены ранее. Я видел его и был приятно удивлен, насколько градостроители четко понимали, что и как будет развиваться. Это функция государства — определять, как будет расти наш город! Для этого есть целые институты, где создаются проекты! Нужны четкие правила, и поверьте, что необходимость в подобных Советах отпадет.

Мы используем мнение жителей, но с помощью исследований и опросов. Как правило, создаем фокус-группу из 20–30 человек по вопросам, связанным с комфортной средой района застройки, и опрашиваем около 1500 человек, чтобы создать модель развития нашего проекта, то есть опрашиваем наших потенциальных потребителей. Но это никоим образом не Совет.

Алексей Белоусов,
генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб»:

– Понятно, почему такая структура получила развитие в Ленобласти. В некоторых локациях качество жизни невероятно низкое. Это связано с тем, что в период проектирования районов массовой застройки власти уделяли мало внимания вещам, которые всегда учитываются в проектах комплексного освоения в Петербурге. Дело в том, что в Ленобласти другая структура власти: некоторые решения принимали муниципалитеты первого уровня, которые, например, не отвечали за социальные объекты. Так что сложная ситуация возникла не сразу, а складывалась годами. В Петербурге столь острой проблемы нет, поскольку за все отвечал город, да и то до сих пор все вопросы с детскими садами и школами не решены. Так что по большому счету такие общественные органы нам не нужны. Кроме того, есть общественные слушания, которые проходят чуть ли не каждый год: то ПЗЗ, то Генплан, то РНГП. Есть площадка, с помощью которой граждане подают огромное число предложений и замечаний, часть из которых учитывается.

Константин Матыцын,
коммерческий директор компании «Гранд-Строй» (застройщик ЖК Yolkki Village):

– В Петербурге проблемы районов решают главы местной администрации. И пока они справляются вполне успешно, поэтому нет необходимости создавать дополнительные, пусть и гражданские, надзорные советы.

Что касается Ленобласти, это положительный опыт, в первую очередь для властей, которые, если учтут пожелания граждан, смогут избежать многих проблем в дальнейшем. Мы строим ЖК Yolkki Village во Всеволожском районе, готовим к сдаче первую очередь и по некоторым вопросам советуемся с нашими дольщиками: по числу парковочных мест и камер наблюдения, дизайну адресных табличек и ограждения по периметру комплекса, даже название улицы выбирали сообща! Это очень важно — прислушиваться к своему покупателю и учитывать его пожелания.

Красимир Врански,
координатор движения «Красивый Петербург»:

– В Ленобласти все настолько плохо, что губернатору приходится самому успокаивать людей. Например, когда областные дольщики пытаются провести митинг, власти его не согласовывают, даже если поданы заявки на 200 площадок!
В Петербурге проблемы все еще удается решать на уровне Комитета по строительству. Так, чиновники обычно приглашают к себе инициативные группы района, где есть серьезные инфраструктурные проблемы. Активисты постоянно дергают чиновников, заставляя заниматься вопросами пробок, нехватки школ, садиков, порой — элементарного благоустройства.

Елена Бодрова,
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:

– В Петербурге нет Совета новостроек, поскольку нет территорий, где проблемы концентрировались бы с такой плотностью, как в Мурино или Кудрово. Я вообще считаю, что общественности не место на стройке, если та не нарушает каких-то фундаментальных интересов общества.

Конструктивного диалога с активистами достичь очень тяжело, только по ограниченному кругу вопросов и ненадолго.

Ключевое значение имеет харизма лидера, его способность завоевывать и сохранять доверие остальных. Потому что в любой протестной группе есть два-три ответственных человека, готовых формировать конструктивную повестку. Но у них короткая легитимность — как правило, не больше года.

Потом сторонники начинают обвинять их в сговоре с бизнесом, в предательстве общих интересов. Тем не менее, если как следует поработать с общественностью в начале проекта, перспективы могут быть неплохие.

Николай Урусов,
генеральный директор СК «Красная стрела»:

– В Ленобласти есть сложные территории, где жители и местные власти только начали выстраивать конструктивный диалог. В такой ситуации создание Совета новостроек или другой общественной организации, позволяющей донести позицию людей до представителей власти, полностью оправданно. Похожая практика существует во многих городах и коммунах Европы. При помощи объединений граждан решаются вопросы не просто строительства того или иного объекта, но и создания комфортной среды проживания.

Думаю, подобная организация рано или поздно появится и в Петербурге. Главное, чтобы ее цели и действия не расходились. Есть ведь и примеры, когда общественные объединения действуют в чьих-то интересах, чтобы влиять на градостроительную политику. Я уверен, что при реализации знаковых проектов необходимо знать мнение граждан и находиться с ними в диалоге. Такой мегаполис, как Петербург, должен просчитывать план развития на годы вперед, а не так, как иногда происходит: сначала согласуют застройку района, а потом решают проблемы транспортной доступности и нехватки социальной инфраструктуры.

Виктория Шапиро,
руководитель Движения активистов Кудрово, член Общественного совета новостроек при губернаторе Лен-области:

– Совет новостроек был создан по инициативе главы региона. Осенью он произнес знаменитые слова: «Сами знали, где покупали». После того как поднялся шум в Интернете, он начал лично общаться с жителями. В общем, правильно среагировал, на мой взгляд.

Конечно, главным образом Совет создан для того, чтобы успокоить людей, но оказался весьма полезным. Мы участвуем во всех заседаниях, одновременно со всеми комитетами, сразу можно поднять специалистов и решить вопрос на месте. Сейчас уже понятно, как строить работу, чтобы она не превращалась в бесконечные разговоры. Мы предложили разработать регламент, заранее предлагать темы для обсуждения. По регламенту от каждого района на встрече должно быть задано три вопроса. Все это мы проговариваем заранее. Не скажу, что большой результат уже есть, но дело пошло.

В Петербурге тоже есть районы с большой концентрацией новостроек: Шушары, Парнас, Новая Охта, «Балтийская жемчужина». У многих схожие трудности. Но не знаю, как губернатор Петербурга отнесется к такой идее. Ведь Александр Дрозденко весьма общительный человек, а Георгий Полтавченко кажется более закрытым.

Елена Чернова,
руководитель лаборатории социологии градостроительства «РосНИПИ урбанистики»:

– Любое объединение граждан — это хорошо. Тем более когда возникает формализованная площадка, которая превращает разговоры друг с другом в более или менее деловую дискуссию. Но поверьте, в таких площадках нет недостатка и в Петербурге. Просто они не приняли форму Совета новостроек. Я думаю, что диалогом с Советом новостроек власти Ленобласти маскируют отсутствие управленческих решений, пытаются переложить на граждан допущенные градостроительные просчеты. Власти не смогли обеспечить управляемое, постепенное развитие пригородов, получили взрывной, хаотичный рост, когда вся система пошла вразнос. А теперь просят советов у общественности, которая не обладает для этого необходимыми компетенциями.

Диалог с общественностью надо начинать на стадии территориального планирования, градостроительного обоснования для развития населенного пункта. В стадии архитектурно-строительного проектирования имеет смысл обсуждать тонкие материи, но не уместность проекта как такового. Хорошо бы в такой Совет привлекать экспертов — не ангажированных бизнесом и властью, не замеченных в лоббировании чьих-то интересов, уважаемых людей.

Александр Беляев,
координатор гражданского объединения «Гражданин Пушкин»:

– Такой конструктивной платформы диалога власти, застройщиков и жителей, как Совет новостроек в Ленинградской области, в Петербурге, к сожалению, нет и, полагаю, в ближайшее время не будет. Видимо, в городе строительное лобби более приближено к власти, чем в области, где правительство выглядит более самостоятельным в принятии решений. У нас же мнение жителей могут выслушать, но, как правило, действенной реакции на него нет. Хотя попытки взаимодействия по различным аспектам были, и не раз: в рамках «Зеленой коалиции», «Красивого Петербурга» и других градозащитных движений. В Пушкине мы пытались создать рабочую группу по устойчивому развитию района, и Смольный даже начал формировать ее состав. Но чиновники быстро все свернули.

Застройщикам же менять планы с оглядкой на жителей просто невыгодно. На моей памяти есть лишь одно исключение — когда девелоперы проекта «Парадный Пушкин» еще до официальных общественных слушаний представили его на конференции Торгово-промышленной палаты и даже начали корректировать с учетом замечаний. Правда, не знаю, что получится в итоге. В целом ощущение, что Петербург — это золотая жила, и здесь не до жителей.