НАШ ЦИТАТНИК: «Главная проблема рассрочек на рынке новостроек в том, что в отчетности выручка показывается, а по факту ее еще нет. И на эскроу-счете тоже нет. Кроме того, чем волатильнее ситуация, тем выше риск, что договор с рассрочкой будет расторгнут...» Максим Ельцов

3 декабря, 17:30

Надо ли запрещать мобильники в школах? И нужны ли зоны, свободные от Интернета, в жилых комплексах?

23 сентября 2018 в 21:00

По данным ВЦИОМ, 83 процента россиян убеждены, что телефоны и смартфоны мешают школьникам. 73% высказались за запрет гаджетов, 69% уверены, что отказ от смартфонов позволит школьникам учиться лучше. С 1 сентября закон о запрете мобильников в школах действует во Франции. В США эту практику начали внедрять ещё в 2007 году; сейчас подумывают от неё отказаться. Своим мнением с NSP поделились Андрей Косарев, Вера Сецкая, Елена Бодрова, Николай Гражданкин, Юрий Добровольский и др.

А как считаете вы? Поможет запрет учиться или заставит школьников напрягать фантазию, чтобы его обойти? Где ещё стоило бы, на ваш взгляд, запретить или ограничить использование гаджетов? Насколько вы зависите от ваших устройств? Устраиваете ли себе разгрузочные дни (или хотя бы часы), отключая все телефоны и планшеты? Комфортно ли вам в местах, где не работает сотовая связь и нет Интернета?

Андрей Косарев,
руководитель Colliers International в Петербурге:
– Моему ребёнку только месяц, но мы с супругой уже обсуждаем, какой политики будем придерживаться в отношении гаджетов. Хотя сейчас дети так прогрессируют, что, боюсь, он уже в год начнёт нажимать на тачскрины. Чтобы на чём-то сосредоточиться, надо убирать отвлекающие элементы. Юлиев цезарей рождается не так много. Поэтому использование мобильников в школе надо разумно ограничить. Но не запрещать, так как запреты вызывают ответную реакцию.

Мне приходилось видеть, как компьютерная зависимость портит жизнь и карьеру талантливым людям. Все дела в офлайне они делали по остаточному принципу. У кого-то из них нет ни семьи, ни собственного дома, ни ярких профессиональных достижений. Зависимость от гаджетов есть у большинства современных людей. Когда заканчивается деловое общение по email, по WhatsUp, они переходят в соцсети, а это уже бездна — суток не хватит. Надо дозировать. Я выделяю на это несколько минут в день. Если окажусь в таком месте, где никакой связи нет вообще, думаю, что почувствую себя свободным человеком.

Вера Сецкая,
президент компании Sawyer:
– Как мама и бабушка я считаю, что связь с ребёнком очень важна. Я за мобильные телефоны, в том числе в школе, но ввела бы правило не пользоваться ими во время урока. Есть ещё одна проблема, которая и дома не решается до конца, — это интернет-игры. В какой-то мере мы все подвержены компьютерной и гаджет-зависимости, хотя в экстремальной форме я с этим не сталкивалась. В ситуации, когда связи с миром нет, я бы была в ужасе. Я могу этим не пользоваться, но для меня важно понимать, что такая возможность есть.

Елена Бодрова,
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:
– Конечно, дети будут думать только о том, как обойти запрет. Если учитель обладает необходимыми профессиональными навыками, он сможет убедить учеников не доставать во время урока телефон. Запрет бессмысленный, поскольку мир идёт по пути цифровизации. В моей картине мира запрет мобильных телефонов выглядит как попытка заставить детей писать пером, когда уже изобрели шариковую ручку. Когда-то вызывало споры, говорили, что это ужасно, неправильно, дети вырастут нехорошими людьми… Но ведь анахронизм! А на экзаменах использование телефонов уже невозможно.
Немного беспокоит, конечно, когда дети уходят от нас в виртуальный мир. Мы не можем их там контролировать, но, может, это и не нужно? По крайней мере, точно не в форме запретов.

Я сама активный пользователь соцсетей. Мне это нравится, поскольку помогает закрепить контакты с людьми и не терять отношений из-за переезда, смены места работы или дефицита времени. Возникает эффект присутствия, и нет чувства неловкости из-за того, что пять лет не перезванивались и вдруг… Без выхода в Интернет и доступа к сотовой связи я себя чувствую нормально. С удовольствием проведу день с книжкой. Если, конечно, такая ситуация не возникла не­ожиданно и не надо что-то срочно сделать по работе.

Сергей Степанов,
директор по продажам компании «Строительный трест»:
– Слышал, что Стив Джобс запрещал своим детям пользоваться айфонами. Возможно, он был прав. Для молодого поколения гаджеты стали абсолютно органичной вещью. Мой сын использует планшет и мобильный гораздо лучше, чем я. При этом если люди старшего поколения как-то стараются прибегать к альтернативным способам получения информации, то молодёжь её ищет практически исключительно с помощью Интернета. Это новая реальность, в которой мы живём: Матрица поглощает каждого.

Гаджет-зависимость, безусловно, существует. Мы все в телефонах. Даже когда обедаешь с коллегами — за час можно перекинуться всего парой реплик, оторвавшись от экрана мобильного. Выход — хотя бы периодически уходить в горы, море, тайгу. Там часто нет мобильного сигнала. Например, в горах связь нередко работает только на вершинах, зато во время восхождения можно разгрузить голову и подумать о высоком…

Михаил Марченко,
коммерческий директор «ЮРИНФО Недвижимость»:
– Да, есть такое мнение, что чрезмерное использование гаджетов мешает школьникам учиться и нормально развиваться, что дети находятся в состоянии депрессии и высокой сосредоточенности. Говорят, именно из-за гаджетов появляется синдром усталости. Но если посмотреть шире, то видны явные противоречия. Во-первых, нынешняя система образования совершенно не отвечает требованиям той ситуации, в которую современные дети попадут, окончив школу. Активное использование гаджетов прежде всего говорит о том, что эти технологии настолько развились, что стали доступны всем. Технология будущего будет полностью на них построена. И, говоря про систему образования, про её цели, мы должны не забывать самого главного: школа обязана решать вопрос, какие знания дать, как профессионально сориентировать будущего специалиста, чтобы он успешно конкурировал с искусственным интеллектом. А для этого нужно иметь те самые знания электроники, гаджетов, смартфонов, компьютерных систем. Поэтому можно сказать следующее: школьники однозначно должны пользоваться гаджетами. И в том, чтобы они успешно развивались, очень важна роль родителей.

Анна Князева,
директор по продажам и маркетингу компании «Петрострой»:
– К сожалению, я могу крайне редко позволить себе отключить все телефоны. Но если такое случается, чувствую себя совершенно комфортно. Что касается школьников, я не думаю, что запрет на гаджеты сможет повысить успеваемость и заставить детей учиться. Людям свойственно искать виноватых, но проблема образования детей — в самом образовании. На уроке хорошего учителя, который интересно даёт материал, они будут усваивать знания. Я не хочу никого обидеть, но учитель — это призвание, и в образовании есть кадровая проблема. Надо это признать, а не пенять на смартфоны. Свободные от гаджетов зоны в жилых комплексах, с моей точки зрения, минус, а не плюс проекта. Можно поставить знак равенства между гаджетами и всем, что с ними связано, и удобством. Поэтому эта идея нежизнеспособна.

Николай Гражданкин,
начальник отдела продаж «Отделстрой»:
– Телефон в школе — это, конечно, большое зло. Дети отвлекаются от процесса, начинают играть и фотографировать друг друга. Так что я за то, чтобы телефоны в школе не использовали. Если начнут проявлять фантазию, это только к лучшему.

Но есть и другая сторона. Мой сын ходит во второй класс, и, конечно, у него есть телефон. Он отзванивается, что дошёл до школы, пришёл на факультативные занятия. Кроме того, с помощью его телефона мы можем отслеживать, где он находится, куда перемещается. Это удобно, когда класс едет, например, на какую-то экскурсию, и мы можем держать связь.
Да и возможность коммуникации между родителями важна. Знаю случай, когда у школы какой-то мужчина детям конфеты раздавал. Кто-то в общем чате родителей написал, чтобы детей предупредили не подходить и конфет не брать. А без телефонов детям о каких-то чрезвычайных ситуациях не сообщить.

Мы полностью зависим от гаджетов, смотрим новости, получаем информацию. Есть чаты, в которых мы общаемся с банками, менеджерами, агентствами. Поскольку все в разъездах, это очень удобно. Но на выходные стараюсь уехать на дачу и вообще к телефону не подходить. Так что абсолютно спокойно могу обходиться без телефона, телевизора и вообще информационного поля — надо отдыхать, иначе сбой в системе может случиться.

Создавать «защищённые зоны» не лучшая идея: люди привыкли. Приходящие в офис клиенты часто спрашивают о точках доступа к Интернету. Даже если они недолго у нас находятся, всё равно это время хотят провести с пользой, просматривая почту или новости.

Евгения Клавкина,
директор компании «Мобильный регистратор»:
– Сегодня надо быть на одной волне с подростками. Я не считаю, что запрет гаджетов положительно скажется на отношениях взрослых и детей. Школа в первую очередь должна давать знания, которые подросток сможет применить в жизни. Если школьник за пять минут в Интернете находит ответ, это не ученика надо исправлять, а всю систему образования.

Юрий Добровольский,
заместитель руководителя Петербургского городского филиала Мосгосэкспертизы:
– Я в принципе противник каких-либо запретов, но полагаю, что в данном случае от ограничения будет больше пользы, чем вреда. И дело не только в том, что дети отвлекаются. Есть и чисто физиологические причины. Врачи говорят, что с массовым появлением смартфонов и планшетов все дети к концу школы уже в очках. Особенно те, кому родители не ограничивают пользование гаджетами. У моего знакомого дочь не вылезает из планшета и фактически не вовлекается в живую коммуникацию. Значительная часть общения происходит вживую, при личных встречах, а эти навыки не вырабатываются. Если запрет поможет детям развивать фантазию, это прекрасно.

Что касается меня, всё зависит от того, чем я занимаюсь. Если нет сотовой связи, но я занят каким-то делом, то я, может, и обрадуюсь, что не тревожат. Я не рассматриваю картинки в соцсетях и не «чатюсь» — мне это неинтересно, как и телевизор смотреть. Лучше книгу почитаю. Телефон использую по прямому назначению, иногда для поиска какой-то информации, навигации или проверки почты.

Насчёт защищённых зон — в некоторых театрах даже предупреждают, что во время спектакля работает «глушилка». Надо либо повышать культуру людей, чтобы они выключали телефоны или их звук, либо лишать их физической возможности пользоваться гаджетами. А в жилых комплексах это вряд ли оправданно, ведь и телевидение, и новости перетекают в Интернет.