НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 15:00

Космос – самое перспективное направление

9 сентября 2019 в 05:00

ГК «БестЪ» – одна из немногих девелоперских фирм, которая постоянно ищет и развивает новые ниши. Один из последних успешных проектов – фестиваль StartUp Ferma, прошедший недавно при полном аншлаге в общественном пространстве «Бенуа 1890». Зачем девелоперу стартапы, рестораны, Школы Бенуа, мультики с бенуариками, сколько апартаментов нужно для Петербурга – на эти и другие вопросы ответил гендиректор «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Георгий Рыков.

Георгий Рыков
Рыков Георгий Квентинович
генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость»
ГК «БестЪ»

- Зачем вам фестиваль? Это больше имиджевый проект, чем бизнес?

- Наступает некая усталость от той области, в которой работаешь. К определённому возрасту все занятые бизнесом мужчины начинают оглядываться. И когда появляется немного лишних денег, вкладывают во что-то новое. К ним начинают приходить знакомые, их дети. В ходе общения появляются увлекательные идеи или их носители, которые предлагают куда-то вложиться. В последние годы мы с этим тоже сталкиваемся. Мы рассматриваем много проектов, так или иначе связанных с недвижимостью. Постепенно наш бизнес немного разросся, появились рестораны, детские книги и пр. Это совершенно другие сферы, работающие по иным законам. К этому времени появился определённый негативный опыт инвестирования. А здесь мы получаем широкий круг знакомых, готовых вкладывать в разные проекты.

Для себя мы видим две вещи: возможность инвестировать и почерпнуть идеи и людей.
И, безусловно, фестиваль – это ещё и имидж, маркетинг. Но мы не собираемся продвигать именно «БестЪ», а хотим объединяться с такими же, как мы. Вместе сделаем больше. Провели фестиваль, от него плавно перейдём к строящемуся коворкингу Avenue_Page на Петроградке, где будем формировать эту бизнес-среду. Там будут сидеть и инвесторы, и те, кто нуждается в их средствах.

- Каковы результаты первого фестиваля? Кто приглянулся, какие проекты показались наиболее интересными лично для вас?

- Эксперты выбрали трёх победителей, но не факт, что будем в них вкладывать. Мы смотрим разные проекты. Есть ребята, которые предлагают систему фэйс-айди (система входа без пропусков, увеличивает скорость прохождения в БЦ). Возможно, они перспективны, но решения пока нет. В качестве приза мы предложили победителям резидентство Benua_Page.
Фестиваль – это тусовка, общение. Дальше начинается серьёзная работа, будем с теми, кто более опытен. Мероприятие позволило скооперироваться с теми, кто нам будет помогать в выборе объекта инвестирования. Кстати, здесь было очень много инвесторов, которых никто не знает, кроме нас.

- А кто-нибудь из них выбрал для себя стартап?

- Плюс фестиваля в том, что инвесторы могли общаться со стартапами самостоятельно, без нас. Результатов мы не знаем. У кого-то были фавориты, кто-то уже инвестирует. Для себя мы рассматриваем два стартапа в сфере управления, изучаем, можно ли их интегрировать.

- Будет ли продолжение фестиваля?

- Хотим проводить ежегодно. Фестиваль, прежде всего, праздник самых ярких и весёлых проектов. Наша цель – встроить в наш коворкинг бизнес-инкубатор.

- Почему решили построить коворкинг вместо задуманного элитного дома? Построил, продал эти 20 квартир, получил прибыль и забыл. А в коворкинге контракты нужно заключать ежедневно и ежечасно. Зачем такая головная боль?

- С коворкинга можно получить больше прибыли. К тому же из 20 квартир можно продать 15–17, но две-три квартиры «зависнут». И вся ваша прибыль будет в этих трёх квартирах, которые могут продаваться годами. Здесь тоже свои риски. 

Идея всё время трансформировалась. Сначала хотели сделать БЦ, потом – элитные апартаменты, но после длительных медитаций пришли к коворкингу. Надеемся, что не ошиблись. Мы тоже учимся. Да, это более сложный бизнес, требующий внимания, но интересный. Здесь, на Аптекарской набережной, у нас уже образовалась определённая экосистема: офисы, ТЦ, рестораны, апарт-отель со всей инфраструктурой, арт-объекты.

Когда делаешь единичный проект, такой подход оправдан: сделал, продал и избавился. А когда уже чем-то позанимался, хочется более интересного. Тем более что у нас есть креативный Андрей Лушников, который любит экспериментировать, ищет неординарные вещи.
Ферму Бенуа у нас хотели купить в три раза дороже, чем заплатили мы, но Андрей не захотел продавать. И правильно: продашь, и у тебя исчезнет целый кусок жизни. Это определённый вызов. 

- Сколько школ Бенуа запущено в двух столицах?

- Продано 20 франшиз, ещё три сделки закроем в сентябре. Идут переговоры с серьёзными людьми, которые рассматривают открытие в знаковых местах. Школы Бенуа, кроме Москвы и Петербурга, работают в Уфе, Ярославле и Минске. Надеемся в течение года довести их число до ста.
Продукт нужно было сформировать, показать его работоспособность, убедить купить франшизу. Это длительный процесс. Чтобы продать товар в образовательной сфере, надо чтобы он прошёл определённую шлифовку и зарекомендовал себя. И стоит не космических денег. Но это не парикмахерская и не ресторан, здесь так или иначе покупатели должны быть неравнодушны к образованию. 

- Вы строите Avenue-Apart на Васильевском острове. Рассматриваете ли новые девелоперские проекты?

- Пока нет. Мы возводим два объекта, завершим их – а там будет видно. Мы же небольшие, и нам есть чем заниматься. Будем мультики снимать про бенуариков, франшизу продавать.
Продолжаем следить за развитием рынка недвижимости. Будем делать то, что точно принесёт успех, поэтому тщательно выбираем. Консультируем апарт-проекты, у нас скоро в управлении их будет с десяток. Это направление у нас тоже хорошо развивается. 

- Сколько проектов с апартаментами у вас в управлении?

- Помимо двух собственных это Next компании «Еврострой» и Like от ПСК. В стадии консультирования проекты Start на Парнасе (ПСК) и «Авеню-апарт Дыбенко» («Р-Фикс»). Мы также консультировали ФСК «Лидер» по проекту Zoom apart и компанию «Рубеж» по «Одоевский апарт». Идут переговоры и с другими девелоперами.

- Как договариваетесь? После консультации вы обязательно должны управлять?

- Нет, как правило, застройщики свободны в выборе управляющего. Мы консультировали Docklands, а они взяли другую УК.

- Рынок управления апартами перспективен как бизнес?

- Да, там не космические деньги, но это долгосрочный бизнес, который будет генерировать доход 10–20 лет. УК крайне редко меняется в гостиничных проектах. Это сложный и консервативный бизнес, куда надо входить, а потом постоянно поддерживать репутацию. Чтобы нормально зарабатывать, в управлении должно быть не меньше 150 номеров. В Avenuе-Аpart на Петроградке 200 собственников заключили с нами договор. Захотят – выберут другую УК. Хорошо, когда есть полигон, где можно потренироваться. Сколько всего мы отрихтовали, сколько людей поменялось, пока добились нужной кондиции! И сейчас нам легко транслировать опыт на другие проекты. Создавать УК тягомотно, а второй раз – даже неинтересно.

- Апартаменты – жильё или всё же гостиничный продукт?

- Мы рассматриваем их как определённую экосистему. Можно назвать работающий Avenu-Apart жильём? Там некоторые собственники (в больших апартах) живут постоянно, средние номера снимают на годы, 70% сдают в краткосрочную аренду. На первых этажах – вся инфраструктура. Функционеры от спорта жили месяцами. Часто арендуют на неделю-другую киношники. В отеле жить неудобно: ни еды, ни кофе не приготовить, в ресторан не набегаешься. Наверное, дорого для них жить в отеле. Это нечто среднее между отелем и жильём.

Мне не нравятся большие комплексы на несколько тысяч номеров. С другой стороны, это интересный инструмент для многих. Есть у человека 2 млн, он вложил в апарты, и это его пенсионный доход и его маленький бизнес. В крайнем случае – сам поселится, мало ли что в жизни произойдёт. Какой бизнес можно ещё открыть за 2 млн рублей?

- Сегмент стремительно растёт, закладываются новые «тысячники». Нужно ли столько апартаментов? И кто их будет покупать?

- Если застройщик решил вывести проект, значит, он всё подсчитал. Люди  проголосуют рублём. Если откровенно, то никто не знает, сколько и каких товаров нужно городу, и это почти в любой сфере. Сколько «квадратов» жилья в год нужно? Раз покупают, значит, нужно. У апартов свои плюсы и минусы: стоят немного меньше, но дороже в обслуживании. Это риск бизнесмена. На квартирном рынке есть затоваривание, есть проблемы с покупательной способностью граждан, тем не менее только в Петербурге ежегодно продаётся под 2 млн кв.м жилья, а если помножить на 100 000 рублей за «квадрат» – какая сумма получается! Откуда берётся столько покупателей, для меня загадка. С другой стороны, это деньги в экономике. Не представляю, что будет, если вся эта машина остановится.

Это единственная отрасль, где хоть что-то позитивное происходит. Стала поинтереснее и архитектура, качество домов получше, даже в Кудрово это видно. Сколько дополнительных рабочих мест даёт строительная отрасль! Я вот думаю, неужели мы 20 лет будем строить такими объёмами? Что-то мало верится. Вот это будет реальный кризис.

- Ежегодно открываются десятки ресторанов и столько же закрывается. Вы запустили два проекта. Почему вдруг решили заняться этим сложным бизнесом?

- Хочется вкусно поесть, а чтобы получилось, надо управлять процессом. Хочется попробовать себя в новой нише. К тому же мы привлекали партнёров – именитых и не очень известных специалистов. Там много пиара и людей, которые на практике ничего собой не представляют. Мы также используем рестораны как место для встреч с интересными людьми, проводим мероприятия. Ну и зарабатываем. Рассматриваем новые проекты. У нас и негативный опыт есть, поэтому мы тоже в тренде.

- А какой негативный?

- Я открывал пару ресторанов, они закрыты. 

- Раньше «БестЪ» активно развивал направление, связанное с девелопментом и фи-девелопментом небольших ТК. Сейчас как-то тихо. 

- По торговым объектам мы работаем сейчас с компанией ПСК, которая строит довольно большой (порядка 20 000 кв.м) ТК в Славянке. Мы выступаем консультантом и эксклюзивным брокером, у нас уже половина арендаторов есть. 

Активность в этом сегменте действительно невысокая. Рынок ТК насыщен, как и БЦ, которые практически не строятся. Думаю, и с рынком жилья будет так же лет через 10. С глобальной цифровизацией начинают исчезать некоторые профессии. Уже существует румынский проект «Убийца офисных сотрудников». Он позволяет сократить около 30% персонала, а стартап стоит уже миллиарды. Хотя, как говорили другие эксперты, наряду с цифрой будет развиваться сфера, которая напрямую связана с человеком. И рынок этот большой. Поэтому нам хватит работы.  

- Многие давно перестали ездить в Канны, а вы продолжаете. Что вы там находите?

- Там хорошее вино и погода. На самом деле мы раскручиваем энергетическую воронку. Фестивали, форумы, праздники не имеют практического смысла, кроме одного – некоего энергополя. Люди ездят туда, чтобы пообщаться в незагруженной обстановке. Бизнес делают люди, если есть общение, есть бизнес. И невозможно определить, кто и сколько получил из-за налаженных связей и дружбы. Весь бизнес – это цепь случайностей. Поездка монетизируется, но не сразу, а в перспективе. Реальность очень адекватна. Когда ты тратишь время, энергию и деньги, реальность отвечает тебе этим же. Чтобы что-то получить, надо что-то посеять, каким будет урожай, никто не знает, но предполагает.

- Какое новое направление может появиться в вашей компании?

- Космос – самое перспективное направление. Ранее я рассказывал про один стартап, который доставляет спутники в космос. Объём рынка – $5 млрд.