Зелёный передел. Рубрика «БЕСЕДкА»

Последние события, перетряхнувшие мир, заставляют всерьёз задуматься об экологии. В том числе о технологиях и о бизнесе, связанных с зелёным строительством. Сегодняшний гость рубрики «БЕСЕДкА» - генеральный директор EST GROUP Евгений Тесля.

 

 

 

- Евгений, зелёный сертификат, удостоверяющий то, что объект построен по строгим экологическим правилам, безопасен и т.д., - это реальная потребность рынка или скорее дань моде, вот такая фишка, которую владельцы больших компаний любят прилепить в офисе на видное место?

 

- Такая потребность в бизнесе есть, и она растёт. Но многое зависит от сегмента: коммерческая ли это недвижимость либо жилая. В жилой недвижимости это больше как тренд, как позиционирование компании, в коммерческой недвижимости - уже требование бизнеса на сегодняшний день.

 

- Но мода тоже опирается на какие-то реальные тенденции, настроения?

- Конечно. Сдвигается сознание в сторону экологии, популяризируется здоровый образ жизни, это всё связано с экологией и сертификацией. Поэтому требовательный клиент сейчас может требовать у девелопера экостроительство, соответственно, и сертификацию.

 

- У нас с вами есть реальный пример: китайская экономика последние годы росла на 6-8% и вообще не заморачивалась экологией. Только сейчас они начинают решать эти проблемы. Мы переставляем всё наоборот? Мы расти вроде как ещё не начали, а экологией уже озаботились, не преждевременно ли?

 

- Вопрос философский, конечно. С одной стороны, я его воспринимаю как философский. Вопрос экономии энергоресурсов, зависит, наверное, от сознательности, если мы говорим о строительстве. Если сейчас уровень жизни в целом растёт, растёт требование покупателя квартиры, покупателя-арендатора в офисе – это всё связано также с экологией. То есть мы хотим жить в хорошем, качественном здании, мы хотим, чтобы у нас были экологичные материалы, мы хотим, чтобы у нас была хорошая вентиляция. Поэтому с учётом вот таких требований, с популяризацией вообще здорового образа жизни сейчас, я считаю, самое время этим заняться.

 

- Хорошо, давайте напряжём воображение и перенесёмся в какое-нибудь совершенно отвратительное место, типа город Красноярск, когда там режим «чёрного неба». И поместим там экологически чистый, сертифицированный по всем возможным правилам бизнес-центр. Он будет выглядеть там нелепо или он будет, наоборот, лучшей компанией?

 

- Я думаю, 50/50. Но такой объект точно будет привлекать внимание всех. То есть будут скептики, которые скажут:  «Что это у нас тут появился помидор в помойке?» Я говорю о восприятии. Я давно занимаюсь темой зелёной сертификации. И я понимаю, как воспринимают «зелёные» здания не только в Красноярске, но и в Петербурге, в Москве, в Екатеринбурге, в Казахстане.

Это привлечёт внимание крупных компаний, которые захотят арендовать офисы, причём это будут международные компании. Они привыкли, это их корпоративные стандарты. Если мы говорим о небольших российских компаниях, для них, конечно, основным будет стоимость квадратного метра аренды.

 

- Давайте перечислим, какие международные фирмы, работающие у нас, предпочитают экологические стандарты и какие из крупных российских игроков тоже этим озабочены…

 

- Например, корпорация Mars – это крупное пищевое производство. Компания Pepsi. Ikea… Причём, если мы говорим о вообще строительстве всех торговых центров Ikea вместе с Mega, они все свои проекты сертифицируют по корпоративному стандарту BREEAM.

То есть мы с вами приходим в экологичный магазин и в целом видим раздельный сбор мусора, там на самом деле хорошая система вентиляции, вообще локация магазина, освещение энергоэффективное. Все вот эти моменты - они важны для строительства и аренды офисов такими крупными  международными компаниями. Российские компании: это Газпром, это Сбербанк, Росатом. То есть бренды, которые сертификацией заявляют о себе на международном рынке. Сигнал, что мы знаем не только, сколько у нас стоит газ и как его продавать, а как мы строим вообще объекты, насколько они качественные. И они подтверждают, что да, в России есть тоже качественные, экологичные проекты, а экология – это тренд. Есть компании, которые занимаются и жильём, строительством: «Дон-Строй», компания «Баркли». В Петербурге – «Триумф Парк», он был сертифицирован.

 

- Раз уж говорим о затратах. Мы когда первую публикацию готовили об энергоэффективных решениях, столкнулись с тем, что затраты несут одни, а выгоду получают другие. И на этом то, в общем, и споткнулось энергоэффективное строительство в России. Поэтому вы привели в пример бизнес-центры в первую очередь. Кто построил, тот и управляет, получает выгоду в долгой перспективе. Как преодолеть этот барьер, когда затраты несут одни, а выгоду получают другие?

 

- Здесь мы говорим о жилье, конечно. Такой классический вариант и самый понятный. Стоит разделять сертификацию здесь вообще как продвижение того или иного проекта. Если мы говорим о строительстве жилья и это девелопер, который построит один дом, отдаст его в управление и, собственно, забудет вообще, что такое девелоперский бизнес, конечно, он не будет заниматься сертификацией. Мы с вами владельцы квартир, мы смотрим, где располагается объект, сколько он будет стоить, какой вид из окна, может быть, мы спросим, что у вас есть из экологичных материалов. Лет 5 назад даже этого вопроса бы не возникало.

 

- Спрашивают о другом: нет ли у вас асбеста в отделке?

 

- Замечательный вопрос, на самом деле, вы попали на 100%. Но, если мы говорим о компаниях, которые надолго, есть крупные застройщики, которых я вам назвал. Для примера возьмём компанию «Дон-Строй». Они строят огромное количество недвижимости разных классов. И на сегодняшний момент сертификация пользуется у покупателей квартир класса «элит».

 

- То есть сверху вниз идёт мода?

- Да, то есть мода идёт именно так. Это как с понятием «умный дом», хотя оно очень размыто.

 

- Давайте упростим. Я прихожу на рынок, и мне говорят: «Вот квартира стоит 110 000 за кв.м, она обычная. Вот квартира стоит 120 000 за кв.м, но она построена из экологически чистых материалов, и предусмотрены опции под те или иные системы «умного дома». И, конечно, я подумаю, а когда я отобью эти деньги, эти лишние 10 тыс. на каждый метр? 5 лет, 10 лет? Сэкономлю ли я на ресурсах, что у нас там с тарифами? Неочевиден расчёт, я не видел таких понятных моделей.

 

- Согласен абсолютно. Более того, у нас с вами будет ещё и тот клиент, который будет думать о качестве строительства, то есть перейдёт в сегмент тех, кто знает, что здесь будут экологичные материалы, здесь мне просто легче будет дышаться. То есть это более дорогой клиент.

Но под рынок подстраивается и девелопер, который занимается экостроительством и сертификацией. И если рядом будет стоять 2 дома, один стоит 110 000 рублей за «квадрат» - и второй тоже будет вынужден продавать по 110. Просто он продаст быстрее.

 

- Мы несколько раз пробовали понять, на каком месте в списке покупательских приоритетов находится экологичность. И с удивлением обнаружили, что это для наших граждан, для наших покупателей на 7-8-9-м месте. Из 10 факторов. Происходит ли в этом направлении какой-то позитивный сдвиг? Поднимаются ли вверх экологические приоритеты и играет ли здесь роль всеобщий хайп по поводу глобального потепления и пр.?

 

- Я занимаюсь сертификацией 10 лет. 10 лет назад на конференции, на какой-то выставке я общался с девелоперами, и многие говорили: «Это не для нас, вообще неинтересно», - то сейчас говорят: «Интересно, давайте подумаем». В Петербурге скажут: «Давайте встретимся через месяц». В Москве: «Давайте встретимся завтра».

Вот так сейчас это воспринимается.

В Петербурге за год прибавляется 1-2 сертифицированных объекта. В год по всей России примерно 10 проектов, которые проходят сертификацию.

Это объекты ФИФА 2018 года, все стадионы прошли сертификацию, независимо от того, где они располагались. Также Олимпиада 2014 года, то есть определённые всплески. У нас есть Сколково, где все проекты сертифицируются по международным стандартам. В частности, в Сколково применяют стандарт LEED. Поэтому прирост небольшой, но стабильный.

 

- Мы отмечаем какие-то небольшие позитивные сдвиги. Какова цена вопроса, если мы возьмём условный комплекс, допустим, на 1000 квартир?

 

- Велопарковки, условия для зарядки автомобилей, для раздельного сбора мусора… Они незначительно увеличивают стоимость проекта. Но их надо предусматривать на ранней стадии, а не внезапно озаботиться всем этим на финише.

Сама сертификация на такой проект будет разделяться на услуги консультантов (примерно 1,5-2 млн рублей) и на официальные взносы. Официальные взносы составят примерно 10 000 долларов без учёта НДС.

 

- Нет опасений, что это всё-таки мода и что через какое-то время она сменится какой-то другой? Например, в застройке начнут преобладать изолированные помещения,  исключающие распространение всяких вирусов, с сугубой изоляцией?

 

- Возможно, будет, но я не думаю, что это будет связано с экологией, с вопросом сертификации. Сертификация это всё-таки экологичное строительство с доступными сервисами для владельца, для покупателя, для арендатора.

 

- Ваш бизнес растёт быстрее, чем строительный бизнес?

 

- Я думаю, что параллельно. Всплесков, как я говорил, нет. Понятно, что сейчас качество жизни растёт, и есть определённая тенденция. Есть доверие рынка к тому, чем мы занимаемся.

Сейчас в Петербурге происходит сертификацию жилой комплекс «Артхаус»; компания «Базис» строит на Белоостровской комплекс, он будет проходить сертификацию по системе LEED, первый в Петербурге.

 

- Будем наблюдать за перспективами зелёного строительства и что в связи с этим будет происходить в отрасли!

 

 

 

Подкаст подготовлен Наталией Петровой 

 

 

Кратко о том, что стоит знать и о чём задуматься... 

 Подписывайтесь на наш канал на YouTube     

видеопроект сайта NSP.RU

Видеосюжеты о рынке недвижимости и строительства готовит редакция совместно с партнёрами. Материалы выходят в формах разных тематических рубрик:

  • «Нюансы»
    Краткий обзор главных событий недели на рынке недвижимости. Крупные сделки, законодательные акты, заявления первых лиц, рыночные тенденции. Как сказал один знаменитый пилот, «в действительности всё совершенно иначе, чем на самом деле». Вместе с шеф-редактором «НП» - Дмитрием Синочкиным попробуем разобраться: а что происходит на самом деле?
  • «ЖК в деталях»
    Тематические сюжеты о преимуществах и фишках проектов, их основные составляющие: объёмы и ход строительства, благоустройство, инфраструктура и «социалка», акции и подарки для покупателей, управление недвижимостью, коммерческие площади на объекте, жизнь после новоселья…
  • «БЕСЕДкА НП»
    Диалоги журналистов «НП» с интересными и незаурядными собеседниками: бизнесменами, финансистами, управленцами, топ-менеджерами – представителями разных сфер рынка недвижимости (надеемся, кто-то из властных структур тоже побывает у нас в гостях). За чашечкой чая мы беседуем о важном и не очень, о приятных событиях и потрясениях, об изменениях и постулатах, о том, чем хочется гордиться и рассказать подробнее: о проектах и планах их реализации, объектах и технологиях управления, о жизни, увлечениях и многом другом.
  • «Угол зрения»
    Зарисовки о тематических встречах, семинарах, «круглых столах» и конференциях отрасли, подготовленных журналистами «НП» с учётом мнений участников этих мероприятий. А также «угол зрения» экспертов на те или иные события, вопросы и темы, обсуждаемые во время дискуссий.

Подписывайтесь на YouTube канал «Недвижимость Петербурга».

Наши партнеры: