19 апреля, 06:12

Секретные объекты

21 июня 2017 в 13:55

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который засекречивает информацию об активах чиновников.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который засекречивает информацию об активах чиновников.

Парламент сегодня одобрил законопроект о поправках в ФЗ «О государственной охране», внесенный Президентом РФ Владимиром Путиным. Он позволит наделить ФСО дополнительными полномочиями: временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на трассах проезда объектов государственной охраны, бесплатно использовать аэропорты, аэродромы, посадочные площадки, морские и речные порты и пр. Самая скандальная позиция – поправка в статью 13 действующего закона, которая позволит засекретить («обеспечить защиту») персональные данные объектов государственной охраны и членов их семей. Эта идея принадлежит председателю Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Василию Пискареву. Персональные данные – это, в частности, информация об активах чиновников.  Обработка таких сведений будет возможна только с их согласия и с согласия органов государственной охраны (исключение – данные, подлежащие опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами).

На практике это означает, что из всех публичных реестров исключат любую информацию о президенте, премьер-министре, генпрокуроре, руководителе СК, спикерах обеих палат парламента и председателях Верховного и Конституционного суда, а также информацию о членах их семей, поясняют в Transparency International.

«Понятие члена семьи на законодательном уровне не урегулировано, а значит, закон могут применять произвольно, исключая информацию из публичных реестров хоть о двоюродных племянниках. Под государственную охрану подпадают не только высокопоставленные чиновники. В список может быть включено любое лицо по распоряжению президента. Фактически госохраной пользуется тот же патриарх Кирилл. Сам перечень лиц, находящихся под госохраной, является тайной», – комментирует глава российского отдела Transparency International Илья Шуманов.

Говорить о неограниченном круге лиц, информация о которых будет закрыта, не представляется возможным, оппонирует Василий Пискарев. Сегодня, несмотря на наличие в законодательстве норм, обеспечивающих конфиденциальность информации в отношении судей, работников правоохранительных органов, не решены вопросы защиты персональных данных объектов государственной охраны, поясняет он. А без этого, по его словам, невозможно обеспечить безопасность. «Новые правила никак не ограничат доступ к информации об имуществе объектов государственной охраны, – утверждает г-н Пискарев. – Закрытыми будут только сведения об их месте проживания и месте пребывания, чтобы не допустить противоправные посягательства и исключить угрозу безопасности».

В Фонде борьбы с коррупцией Алексея Навального напоминают, что после их фильма «Чайка» о бизнесе сыновей генпрокурора Юрия Чайки Росреестр безо всякого закона изменил в своих документах имена Артема и Игоря Чайки на ЛСДУ3 и ЙФЯУ9.