НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

26 апреля, 05:42

Спорные памятники

22 апреля 2019 в 09:49

Как включить культурное наследие в программы развития Петербурга? Об этом рассуждали чиновники, девелоперы и реставраторы на выставке «Интерстройэкспо».

Как включить культурное наследие в программы развития Петербурга? Об этом говорили чиновники, девелоперы и реставраторы на конференции в рамках выставки «Интерстройэкспо».

При ограниченных бюджетных возможностях по реставрации памятников и городские, и федеральные власти рассчитывают, что весомый вклад в это благородное (и потенциально выгодное) дело может внести передача таких объектов в долгосрочную льготную аренду.

Всего за рубль

Так, Северо-Западный филиал Агентства по управлению и использованию памятников уже предоставил инвесторам «за рубль» аварийный Гостиный двор в Новой Ладоге и несколько фортов Кронштадта. Как сообщил глава филиала Владимир Филановский, для фортов «Риф» и «Милютин» уже подготовлены проекты, и в ближайшее время начнутся реставрационные работы. Их надо выполнить за пять лет. Арендная плата изначально составляет один рубль за объект в год, правда, есть «скрытые платежи»: один-два млн рублей как гарантия на выполнение проекта в срок, а также 35% стоимости самих реставрационных работ. Как рассказал NSP г-н Филановский, агентство пытается найти эффективного пользователя для разрушающейся дачи Фаберже. Её невозможно включить в программу «Памятник за рубль», поскольку на её территории есть не только объекты культурного наследия. Взять комплекс в аренду по рыночной ставке вряд ли кто готов: уж очень сильны разрушения. Одна из идей – заинтересовать этим объектом фонд «Связь времён», который создал музей Фаберже в Шуваловском дворце. В агентстве считают, что дачу Фаберже после реставрации можно превратить в выставочный центр. Правда, детально проект стороны пока не обсуждали.

Александр Якушев, курирующий в КИО городскую программу «Памятники за рубль», рассказал, что на несколько объектов уже есть интересанты. В частности, на базе бывшего Императорского вокзала в Пушкине хотят создать музей и туристический центр. Удивительно, но даже для Александровских ворот Охтинских пороховых заводов, которые невозможно использовать, нашёлся меценат. «Человек готов привести их в порядок просто для того, чтобы было красиво. И 49 лет поддерживать их в хорошем состоянии», – сообщил г-н Якушев. По его словам, по закону город не может отдать объект «просто так», но потенциальный благотворитель согласен приобрести право долгосрочной аренды на торгах.

Одним из первых объектов, по которым торги намечены уже на второй квартал 2019-го, – это дом Челищева на Вознесенском пр., 36. По словам Александра Якушева, начальная арендная плата за объект, который можно приспособить под отель, может составить 18 млн рублей в год. Через 7 лет, за которые нужно отреставрировать здание по разработанному и согласованному проекту, – один рубль за кв.м.

В плену законов и норм

Но эти программы распространяются далеко не на все аварийные объекты культурного наследия. Город надеется на деятельное участие бизнеса. Правда, требования к реставрации и реконструкции столь жёсткие, что число девелоперов, которые берутся за реконструкцию, можно пересчитать на пальцах. Так, Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI, признал, что заниматься реконструкцией памятников за границами исторического центра нерентабельно, хотя в центральных районах компания дала новую жизнь пяти таким объектам. Интересен опыт холдинга «БФА». В его структуре на госзаказах успешно работает компания «Жилстрой ПСБ», но сам «БФА» реконструкцией и реставрацией культурного наследия занимается нечасто. Правда, ему предстоит приспособить к новой жизни объекты промышленного наследия на территории бывшей фабрики Варгуниных и завода «Красный выборжец».

Руководитель АМ «Студия-17» Святослав Гайкович рассказал о мытарствах инвестора, который приобрёл участок на ул. Введенского канала с двумя неказистыми зданиями (одно из них – бывшая полковая прачечная) и не смог построить бизнес-центр в намеченных габаритах из-за требований 820-го закона. В конце концов, ему пришлось сохранить эти два небольших флигеля, а новый комплекс сделать «максимально невидимым», значительно сократив высоту и объём здания. «Возможность создать на этой недоулице точку роста была упущена, – сетует архитектор. – Этот закон мешает развивать город».

Реставраторы рассуждали и об устаревших нормативах, о сложностях проектирования из-за минимального финансирования таких работ и высказывались за возрождение государственных реставрационных НИИ – хотя бы по одному на регион. Руководитель АМ «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов уверен, что современные требования по сохранению предметов охраны ограничивают возможности приспособления памятников к новым функциям: «В здании силовой подстанции фабрики «Красное знамя» можно было бы разместить прекрасный концертный зал. Но боюсь, получится очередная «Пятёрочка».

Отдельная боль реставраторов – 44-й ФЗ, который регламентирует проведение тендеров. Главный критерий – минимальная цена – для реставрационной отрасли губителен, поскольку нередко объекты достаются компаниям, которые идут на откровенный демпинг и не в состоянии выполнить заказ. Глава областного Комитета по культуре Евгений Чайковский призвал профессионалов не отчаиваться: «Подавайте через Союз реставраторов свои предложения. Направим их в Госдуму. Если поставить цель, закон можно скорректировать». Г-н Чайковский признался, что является соавтором 44-го закона: «Я работал тогда в Совете Федерации. К сожалению, экспертное сообщество не приняло деятельного участия в разработке и обсуждении документа. Его одна девочка писала, которая ничего не понимает в реставрации. Посыла «от земли» в столице очень не хватает».

По его словам в 2019-м правительство 47-го региона направляет на реставрацию памятников более 500 млн рублей. Самый крупный объект программы – Демидовский дворец в Тайцах. «После того, как оттуда выехал противотуберкулёзный диспансер, дворец 30 лет не эксплуатировался. Мы приведём его в порядок и приспособим под выставочно-конгрессный зал». К дворцу прилегает огромный парк площадью 180 га. «Половину территории, где ещё сохранились элементы планировки и исторического ландшафта, мы отреставрируем, а на остальной сделаем зону активного отдыха. Там можно будет кататься на велосипедах, на лошадях», – пообещал глава областного культурного ведомства.

Любопытно, что на конференции присутствовали реставраторы из Эстонии и Литвы. Прибалтийские специалисты выразили готовность к сотрудничеству и даже хотели поделиться технологиями. Жаль только, что они не отвечают российским стандартам.