НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 13:58

Шушары: дешево и сердито

22 июля 2019 в 10:00

Микрорайон с серьёзными инфраструктурными проблемами и непонятными перспективами их решения, зато с весьма доступными ценами на жильё (как на «вторичке», так и в новостройках) — это и есть сегодняшние Шушары.

Микрорайон с серьёзными инфраструктурными проблемами и непонятными перспективами их решения, зато с весьма доступными ценами на жильё (как на «вторичке», так и в новостройках) — это и есть сегодняшние Шушары. 

В советское время южнее Купчино (оно и само тогда только застраивалось) зеленели совхозные поля, одним из наиболее крупных был совхоз «Шушары». Сначала здесь строили бараки, затем 
(в 1950-е и 1960-е) появились панельные пятиэтажки, которые сейчас выглядят совсем неважно.

Но никаким «спальником» Шушары тогда не были: в немногочисленных домах на две-три сотни квартир каждый жили в основном совхозники. Характерный штрих: по данным портала Дом.МинЖКХ, сейчас в посёлке (не считая Ленсоветовского и Пулковских высот, формально входящих в состав Шушар) находятся 66 многоквартирных домов, из которых только 16 построены до 2000 года. 

Всерьёз девелоперы заинтересовались Шушарами в середине «нулевых», когда Витебский проспект сначала продлили до Московского шоссе, а позднее соединили с КАД и построили последний отрезок до Санкт-Петербургского шоссе на Пулковских высотах. Это серьёзно улучшило транспортную доступность посёлка, постепенно появились новые автобусные маршруты — как социальные, так и коммерческие. Тогда немногочисленные ещё местные жители никаких проблем при выезде из Шушар не испытывали. Сложности появились позднее.

Пришёл первым — остался надолго 

Компания «Дальпитерстрой» ещё в 2004 году, сдав свою первую высотку в Шушарах, застолбила за собой звание главного застройщика бывших совхозных территорий. На её счету львиная доля здешних новостроек, в основном возведённых по панельной технологии.
Компания вот уже 15 лет строит в Шушарах жильё эконом-класса: без отделки, но зато очень дёшево. Именно поэтому Смольный в последнее время закупает квартиры для городских очередников именно там. «Дальпитерстрой», по сути, остался единственным девелопером в Петербурге, согласным реализовывать жильё по госзаказу (цену устанавливает Минстрой, сейчас она составляет примерно 73 000 руб./кв.м). Остальным это попросту неинтересно. (Недорогое жильё городу продаёт ещё разве что «Группа ЛСР».) 

Правда, застройщику осталось ввести в эксплуатацию в Шушарах всего четыре 25-этажных корпуса примерно на 2500 квартир (из них чуть более тысячи передадут городу). Новых проектов «Дальпитерстрой» здесь пока не заявлял. Но ему ещё предстоит достроить поликлинику и много­уровневый паркинг в одном из новых кварталов.

Помимо «Дальпитерстроя» в Шушарах в разные годы строили жильё компании «Норманн» (дом на месте знаменитого ДК «Нива», где в 1980-е зарождался русский рок) и «Полис групп». Сейчас тут работают ГК «ФСК», «Ак­ви­­лон-ин­вест» и «Лидер групп». Последняя вла­­­деет 118 га бывших совхозных полей и анонсировала строительство на них более 1 млн кв.м жилья, а также социальной и торговой инфраструктуры. 

Ключевое отличие нынешних новостроек в том, что здесь можно приобрести квартиру с чистовой или предчистовой отделкой. Такую опцию ещё три года назад в этой локации никто не предлагал. Кроме того, жилые комплексы «Аэросити» и All Inclusive, вышедшие на рынок позже всех, — это уже не высотные «муравейники», а куда более компактные 11-этажные корпуса. К тому же студий в них относительно немного — около 15% (а в Шушарах есть жилые комплексы, где их почти 50%).

При этом цены всё равно остаются низкими: в посёлке можно найти студию за 1,5-1,6 млн руб., однокомнатную квартиру — за 2,1 млн, а двухкомнатную — за 2,5 млн (в домах, сдающихся в 2022 году). Столь бюджетного предложения в городской черте практически нет (разве что в Парголово). На «вторичке» студия в новом доме обойдётся в 2,4-2,6 млн руб., «единичка» — примерно в 3 млн.

Въезд — рубль, выезд — два

Впрочем, прямым спутником демократических цен на жильё являются инфраструктурные проблемы посёлка, которых много. Очень много. Здесь хватает только продовольственных магазинов. Ну и отделение полиции, которое несколько лет никак не могли принять в эксплуатацию, в 2018 году наконец-то открылось. На этом, пожалуй, список исчерпывается.
В Шушарах нет парка — только крошечные скверы. Здесь все дворы забиты автомобилями: подземные паркинги если и есть, то очень скромные по размеру. Большие застройщикам не нужны: машино-места раскупают убийственно плохо. 

Но трудности жизни в посёлке усугубляются многократно, если в семье есть дети, ведь мест в двух школах и трёх детских садах на всех желающих, мягко говоря, не хватает. При этом новых соцобъектов строят мало, так что рассчитывать на скорое исправление ситуации не приходится. Жителям приходится во­зить отпрысков в Купчино (это кому повезло), а то и в Колпино (большинству).

Если же к детям прилагается ещё и автомобиль, проблемы возводятся в квадрат. Пробки на въезд по вечерам и на выезд по утрам — столь же при­вычное для Шушар дело, как закат и рассвет. Выезд в сторону Петербурга только один  — через Пушкинскую улицу, въезд — через неё же (ещё можно выехать на Московское шоссе, но только в сторону Славянки, Колпино и пр.). При этом размер заторов по мере сдачи новых домов, разумеется, увеличивается.

Несколько лет назад власти вроде бы договорились, что «Лидер групп» построит за свой счёт выезд на Витебский проспект и расширит вдвое старый, но никаких подвижек с тех пор не произошло. Есть ещё вариант с Шушарской дорогой (она же — Пьяная, как её называют в народе), в её створе даже построили путепровод над трассой М11 (Москва — Петербург), но пока этот путь закрыт.

Впрочем, если в семье нет ни детей, ни авто, жить в Шушарах можно, не испытывая каких-то глобальных неудобств. Очень помогает электричка, на которой можно добраться до Витебского вокзала всего за 20 минут, при этом поезда ходят довольно часто. Альтернатива — маршрутки и автобусы, идущие по Витебскому проспекту (уже без пробок) до станций метро «Купчино» и «Звёздная». Но здесь стоит уточнить, что новая станция метро «Шушары», открытие которой ожидается через два месяца, к микрорайону отношения не имеет. Она располагается в одноимённой промзоне, в 5 км от ближайшего жилого дома. 

Мнения экспертов: 

«Расположение объекта и развитость инфраструктуры играют значительную роль в ценообразовании. Важная составляющая — пешеходная доступность метрополитена, которая добавляет к стоимости жилья 20-30%. Также сказывается объём предложения — чем больше конкуренция в районе, тем доступнее цены. Естественно, развитие инфраструктуры в районах новой застройки сказывается на цене квартир.

Так, планы по открытию метро в Шушарах, хотя станция и расположена на удалении от жилого массива, уже добавили к стоимости жилья порядка 5-8%. Ещё бОльшая динамика ожидается после запуска скоростного трамвая от Купчино. Город планирует завершить строительство ветки до Шушар и открыть движение к середине 2022 года.

Социальная инфраструктура посёлка тоже постепенно развивается, причём темпы ввода объектов выше, чем в новых кварталах Ленобласти. Холдинг «Аквилон Инвест» планирует строительство детского сада на 320 мест рядом с ЖК All Inclusive. Соцобъект будем возводить совместно с застройщиком соседнего участка.»

«Шушары на сегодня остаются одной из самых демократичных по цене локаций в городской черте. За последние год-два существенных изменений в стоимости квадратного метра не наблюдается. Спрос на местные новостройки можно назвать стабильным, хотя в последние годы наблюдается небольшой рост. 

Наша компания активно продаёт жильё частным клиентам и участвует в городских тендерах на покупку квартир для очередников. Большую часть вариантов мы реадизуем ещё на стадии строительства.

Шушары — молодой район с развивающейся инфраструктурой. Помощь города в этом вопросе всегда кстати. Прежде всего — в решении проблемы транспортной доступности. Строительство новой развязки, например, очень благотворно скажется на обстановке в микрорайоне.»

Анна Боченкова
руководитель отдела рекламы и PR компании «Дальпитерстрой»

Истрорическая справка

Название «Шушары» произошло от финского Suosaari, что означает «остров среди болота». Посёлок с таким названием упоминался на географических картах начала XVII века. В начале XIX века болота осушили, и вместо них появились поля.

Совхоз «Шушары» был образован в начале 1930-х, его центральная усадьба располагалась у ж/д станции Средняя, которую переименовали в Шушары в 1931-м.

Тогда же здесь начали строить деревянные дома (точнее, бараки) для работников совхоза.В 1959 году в Шушарах насчитывалось около 5500 жителей, к 1979-му население уменьшилось на тысячу человек. Сегодня в микрорайоне проживают порядка 40 000 граждан. При реализации всех планов, заявленных застройщиками, население может увеличиться вдвое к 2040 году.