НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 11:35

Новостройки беременны обманом

10 мая 2016 в 12:43

Девять месяцев бездействия - и стройку признают проблемной. Минстрой ужесточает критерии отнесения дольщиков к обманутыми.

Четкие критерии необходимы для ведения реестра обманутых дольщиков. Действующие правила утверждены приказом Минрегиона в 2013 году. Минстрой предлагает этот документ отменить и принять новый. Одно из ключевых отличий: пострадавшими будут признавать только тех, кто заключил с застройщиком договор долевого участия. Других форм сделки, например, вступление в ЖСК в документе не предусмотрено.

В проекте приказа говорится: «пострадавшим гражданином» может быть только тот, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве и чьи права нарушены. Понятие «застройщик проблемного объекта» также предполагает привлечения денег исключительно по ДДУ. То есть те, кто приобретал квартиру с помощью ЖСК, не говоря уж о каких-то иных схемах, в реестр пострадавших дольщиков не попадут. В действующих правилах говорится о «привлечении средств граждан» без конкретизации формы сделки. И суды, включая Верховный, предлагали рассматривать иски граждан вне зависимости от того, каким именно способом привлекались средства.

Важное изменение: ведомство предлагает вести реестр не по гражданам, а по объектам. Минстрой предлагает признавать проблемными многоквартирные дома, строительство которых приостановлено на срок более девяти месяцев. Отдельно оговаривается, что к таковым не относятся уже введенные в эксплуатацию дома, где есть «двойные продажи»; дома, возводить которые не начали из-за отсутствия правоустанавливающих документов на участок или разрешения на строительство; здания, обладающие признаками самовольной постройки. То есть незадачливые граждане, которые не проверили разрешения и не смогли определить «самовольность», пострадавшими не признают – сами виноваты.

В списке требований также значится: у застройщика не должно быть преемника, с которого можно было бы требовать исполнения обязательств, и договора банковского поручительства или страхования гражданской ответственности. В этом пункте почему-то забыли об Обществе взаимного страхования застройщиков, которое должно расплачиваться за почившие компании. Возможно, чиновники его и имели в виду, говоря о преемнике…

В пояснительной записке к проекту приказа говорится: перечень оснований для включения в реестр будет закрытым, не допускающим двойное или расширенное толкование. Это, конечно, позволит чиновникам отчитаться о снижении числа обращении и количества обманутых. Но вряд ли приведет к их сокращению в жизни или уменьшит интенсивность митингов - скорее наоборот. 

И, кстати, теперь что: реестр будут чистить "задним числом"? Исключая из него тех, кто попал в список по старым правилам?

Действующие формулировки действительно расплывчаты, но снижать число пострадавших, 
ужесточая критерии, не совсем честно.