НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 09:06

В Петербурге четверть лифтов исчерпала свой ресурс

4 августа 2019 в 21:00

Как часто ломаются современные лифты, почему они не могут упасть и почему работать с государством проще, чем с частными девелоперами, — об этом и многом другом рассказал Генеральный директор компании «МЛМ Нева Трейд» Игорь Янукович.

Янукович Игорь Станиславович
генеральный директор
МЛМ Нева трейд

- Игорь Станиславович, предлагаю начать с ближайших планов. Ваша компания собиралась совместно с белорусами открывать производство под Петербургом. Как продвигается дело?

- Всё хорошо. 16 июля мы официально запустили сборочное производство в Колпино. Его мощность на первоначальном этапе составит 1000 лифтов в год. Планируем через некоторое время этот показатель удвоить.

- Ещё вы недавно подали на регистрацию в Роспатент заявку на два товарных знака-талисмана. Это модный тренд или это действительно помогает развивать бизнес?

- Скорее и то и другое. Наша компания ведёт активную PR- и SMM-деятельность. Мы есть в соцсетях — это часть нашей стратегии развития бренда, его продвижение. Это новая форма коммуникации с конечными потребителями, и весьма эффективная. Так что мы просто обязаны следовать новым течениям.

- Компания вышла на рынок Ленобласти. Тут есть какая-то специфика работы по сравнению с Петербургом? 

- Да я не особенно разделяю город и область. Что касается специфики, то тут можно вспомнить ситуацию в Сосновом Бору, когда несколько сотен старых лифтов демонтировали, а большую часть новых подрядчики не установили. Такого безобразия в нашей отрасли никогда не было. И в Петербурге я подобного не припомню. 

Областные чиновники сумели сделать из этой истории правильные выводы. Допуск на рынок петербургских компаний, у которых здесь производственные базы и весь необходимый штат, это подтвердил. Сейчас подобных проблем в 47-м регионе нет и, будем надеяться, больше не будет. Во всяком случае, лифты меняют в нормативные сроки, и от этого выиграли все, прежде всего жители.  
Есть и другие различия. В области довольно долго лифтовое оборудование вообще не меняли. Соответственно, чтобы начать работы в регионе, необходимо привезти персонал, разместить его — это не самая простая задача. 

Работы проводятся почти во всех районах области, это очень большие «плечи» — до 200 км. Возрастают накладные расходы, связанные с транспортом и контролем за проводимыми работами. Утилизировать строительный мусор — это отдельная головная боль. Есть дефицит складских помещений, необходимого транспорта. Были случаи, когда подрядчик привозил и выгружал оборудование прямо возле подъездов. А ведь воровство, к сожалению, никто не отменял. Ну а то, что разворовать не успели, просто пришло в негодность под открытым небом. В городе, конечно, такое тоже встречается, но носит менее выраженный характер. В области же мы неоднократно сталкивались с тем, что результаты труда за предыдущий день кто-то планомерно уничтожал. 

- Сколько лифтов в Петербурге уже выработали ресурс?

- По информации Жилищного комитета, на конец прошлого года — 10 500 лифтов. Всего в городе работает около 44 000 подъёмников. Нормативный срок для них, и современных в том числе — 25 лет. 

- А чем современный лифт отличается от выпущенного 30-40 лет назад? Помимо внешнего вида, разумеется.

- У них более широкий набор потребительских качеств. Они позволяют воплотить любую архитектурную задумку. Их система управления более совершенна, и такие лифты куда более безопасны. 

- То есть нынешнее поколение лифтов упасть в принципе не может?

- Не может. В СМИ иногда пишут, что какой-то лифт «упал», но это больше для яркого заголовка. А при ближайшем рассмотрении оказывается, что он попросту «сел» на ловители. Это вполне могла быть нештатная ситуация, но, собственно, устройства безопасности для того и придуманы, чтобы такие аварии предотвращать. Хотя это всё равно повод для расследования.

- А лифты сейчас быстрее перемещаются, чем раньше?

- Да, причём заметно. Есть высокоскоростные лифты, работающие в высотных зданиях, но это отдельная категория. Ведь у подъёмников есть такая же классификация, как, например, у жилья: эконом, комфорт, премиум, люкс и т.д. Деятельность нашей компании больше связана с установкой лифтов в многоквартирных домах, это в основном массовые серии, где такие высокие скорости, как в небоскрёбах, не нужны.

- Сколько стоит установка лифта в жилом комплексе?

- Здесь важны число остановок, грузоподъёмность, размер кабины и тип шахты, требования к исполнению, набору дополнительных опций. Стандартный лифт в базовой комплектации грузоподъёмностью 400 кг и скоростью 1 м/сек на девять остановок обойдётся в 1-1,2 млн руб. К этому необходимо добавить стоимость монтажа и пуско-наладки. С повышением этажности и габаритов цена растёт. 

- Насколько ваша компания завязана на госзаказ? 

- В стране сейчас активность в нашей отрасли так или иначе связана с госзакупками. Поэтому большую долю выручки генерируют именно они. Частные заказчики — это обычно коммерческие организации.

- Два года назад приняли новые правила эксплуатации лифтового оборудования (постановление правительства №743). На что это непосредственно повлияло?

- Это очень важный документ. Начну с того, что в 2013 году технический надзор за лифтовым хозяйством был отменён. Это привело к тому, что кто угодно: любой человек, ИП, юрлицо — мог заниматься монтажом, демонтажом и техобслуживанием лифтов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом лифт — это серьёзный и опасный объект, так что с отменой контроля совпал рост числа аварий, в том числе с жертвами, к сожалению.

После нашумевшего случая в Москве (в январе 2016 года в ЖК «Алые паруса» в лифте из-за провалившегося дна в кабине погибла женщина) по всей стране были проведены прокурорские проверки и внесены изменения в законодательство. Контроль вернули. Кроме того, в 2018-м были приняты поправки к Административному кодексу, появилась реальная ответственность компаний. Всё это делалось для того, чтобы все работы на лифтах выполняли специалисты соответствующей квалификации и не было случайных людей. 

- Дому, где я живу, всего шесть лет, а оба лифта ломаются регулярно, особенно часто грузовой. Это же ненормально? Какие нормативы есть по этому поводу?

- Здесь необходимо задать вопросы управляющей компании: как часто они обращаются в обслуживающую организацию, есть ли к ней претензии? Может, имеет смысл сменить подрядчика. Но вообще на корректную работу оборудования влияют три фундаментальных фактора. Первое — само оборудование, его производитель. Второе — как и кто монтировал оборудование. Это, пожалуй, самое важное. Нам, компании с большим опытом, непросто проникнуть на городской рынок монтажа лифтов в новом строительстве. Но ведь кто-то же эти работы выполняет! Когда вижу названия этих фирм, всегда удивляюсь: а кто это? Я могу понять логику застройщиков, их и так «трамбуют» всё новыми обязательствами по социальной инфраструктуре, а бюджет есть бюджет, приходится экономить. Но комментировать качество работы таких подрядчиков не могу, поскольку, повторюсь, просто их не знаю.

И третий момент — техническое обслуживание специализированной лифтовой организацией. Бывает, что к ним есть претензии. Но важно понимать, что такая организация будет получать деньги только тогда, когда ваш лифт работает. Если он простаивает, она ничего не получит. Так что работать спустя рукава ей невыгодно (мы не берём в расчёт мошеннические схемы).

Кстати, есть ещё один важный фактор — эксплуатация лифта на самом трудном этапе, когда дом сдан и собственники начинают ремонты. Они возят мешки, кирпичи, тяжёлые ящики, в это время лифт работает на пределе. И здесь очень важно, как его обслуживают. Тем более сам дом ещё в первый год может давать усадку — это обычное дело. За лифтом в это время нужно следить с удвоенным вниманием.

ДОСЬЕ НП

ООО «МЛМ Нева трейд» работает на лифтовом рынке Санкт-Петербурга с 2000 года. За этот период она смонтировала подъёмники в 16 районах города. На сегодня компания обслуживает почти 3000 лифтов в многоквартирных домах Северной столицы.