Смольный создает агентство, которое займется неиспользуемыми аварийными зданиями. Принесет ли новая структура пользу?
Смольный создает агентство, которое будет заниматься неиспользуемыми аварийными зданиями: проводить обследования, готовить к продаже… А у нас в газете и на сайте вот уже год живет рубрика «Народная инвентаризация». В ней мы рассказываем о бесхозных аварийных домах. Своим мнением с NSP поделились Игорь Карцев, Валерия Костина, Максим Жабин, Наталья Трунова, Виктор Раткевич и др.
Знаете ли вы такие здания, которые можно привести в порядок и продать? Принесет ли новая структура пользу? И какое учреждение (из недавно созданных) вы считаете действительно полезным? А какое — самым вредным?
Вячеслав Засухин,
генеральный директор компании «ФиннПанель»:
– Тут целые кварталы нужно перечислять, которые необходимо проводить в порядок, а не отдельные адреса. Но я бы начал с набережной Невы. Прокатитесь подальше от центра в сторону Рыбацкого — это разве тот вид, которого достойна главная водная артерия Северной столицы? Да и заброшенных объектов здесь предостаточно. А ведь потенциал развития набережной колоссален. Об эффективности новой структуры даже рассуждать сложно, не зная всех подробностей и не будучи в теме. Но если губернатор считает, что это поможет городу, пусть так и будет…
Иван Починщиков,
управляющий партнер компании IPG.Estate:
– Необходимость создания такого органа в Петербурге назрела давно, главное — чтобы его работа была эффективной. Здания в исторической части города могут быть весьма популярны у инвесторов, которые хотят реализовать проекты апартаментов, гостиниц или креативных кластеров. Состояние некоторых аварийных объектов в центре города неудовлетворительное — их проще отдать под снос, другие пригодны для редевелопмента.
Кирилл Акиньшин,
руководитель отдела консалтинга и оценки Maris | CBRE:
– Городское агентство, безусловно, необходимо для успешного управления недвижимым имуществом, находящимся в собственности Петербурга. По идее, оно должно выявлять здания, не вовлеченные в гражданский оборот, следить за их техническим состоянием, проводить их текущий ремонт или консервацию. Такая структура определенно полезна, ведь в городскую казну впоследствии начнет поступать больше денег от неиспользуемых сейчас объектов.
Виктор Раткевич,
начальник отдела продаж компании Richness Realty:
– Я не хожу по городу, только езжу, смотрю новое строительство, остального не вижу. То, что городская администрация не работает в связке с вашей газетой, тоже особенно не удивляет. У нас уже давно общественность города — сама по себе, а администрация — сама по себе. Живем параллельно.
Принесет ли новая структура пользу — не знаю, думаю, только если у ее сотрудников будет материальный стимул помимо зарплаты. Ну, или суперкарьерный стимул, как в свое время у Сергея Капкова в Москве (бывшего руководителя Департамента культуры столицы), плюс полномочия. Тогда все будет кипеть и реализовываться в кратчайшие сроки. Если нет — очередная бюрократическая машинка с очень низким КПД.
Игорь Карцев,
председатель совета директоров компании «Максимум Life Development»:
– С ходу не припомню заброшенных объектов. Но у меня сейчас появилась еще одна должность (общественная), в рамках которой буду разбираться в том числе и с такой недвижимостью.
Безусловно, новое агентство будет полезно и для города, и для его жителей. Станет меньше заброшенных домов, в которых нередко обитают асоциальные элементы. Вовлечение таких активов в хозяйственный оборот будет приносить доход бизнесу и пополнять городскую казну, а в отремонтированных домах будут жить люди, работать предприниматели.
Николай Ватин,
директор Инженерно-строительного института:
– Я с большим интересом отслеживаю вашу рубрику и, проезжая по городу, тоже обращаю внимание на всевозможные заброшенные объекты. Адреса с ходу не назову, но дефицита в таких зданиях точно нет.
О новой структуре пока нечего сказать. Если это условно будут три эффективных менеджера, которые для начала составят подробный каталог объектов, это будет полезно и не ущербно для бюджета. А если создадут очередного административного монстра… Тут могут возникнуть вопросы.
Валерия Костина,
управляющий директор ГК «Плюс»:
– Знаю дом в неудовлетворительном состоянии на улице Бакунина, хотя это весьма удачная и интересная локация. Думаю, что можно поискать на Советских улицах — локация опять же неплохая, а неприглядных зданий предостаточно.
Знаю, что в Смольный пришел новый руководитель департамента, отвечающего именно за городскую собственность. Читала о нововведениях, о новой схеме работы, которую он выстраивает, о новых схемах оценки и т. д.
Хочется надеяться, что профессиональный управленец из бизнеса улучшит ситуацию с распоряжением госимуществом.
Если говорить о структуре, то идея-то неплохая, но все зависит от качества исполнения. Если будут формироваться лоты, интересные бизнесу, то это пойдет на пользу городу.
Максим Жабин,
заместитель генерального директора компании «ЛенРусСтрой»:
– Не припомню таких домов. Да и внимания на них не обращаю, ведь у каждого из них наверняка уже есть собственник. Что касается новой структуры, то думаю, что она будет бесполезной. Я вообще не понимаю, зачем создавать еще одну структуру, набирать людей, изыскивать средства на ее содержание. Есть ведь КИО, который обладает необходимой базой, мощностями. Если нужно, ему просто надо дать новые полномочия. А так получится очередной барьер.
Новые учреждения как появляются, так и закрываются — ничего полезного и ничего вредного. Вспомните Минрегионразвития — поработало и закрылось. Зачем нужно было отдельное министерство, если его функции пересекались с Минэкономразвития? А может, стоит вспомнить советские времена, ведь тогда была налажена хорошая схема контроля за государственными учреждениями.
Уж лучше обновлять кадры в существующих комитетах, повышать квалификацию сотрудников, а если необходимо — перераспределить полномочия между ними. А то у нас одно ведомство загружено на 200%, а другое — хорошо, если на 50%.
Алексей Шаскольский,
заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства:
– Вот прямо по ходу движения вдоль Каменноостровского — а это парадная магистраль, по ней возят президента, губернатора и важных гостей в резиденцию на Каменном — называю: дача Воронихина явно заслуживает лучшей судьбы, бывшая туберкулезная больница на углу Песочной набережной — тоже. Все будет зависеть от того, действительно руководство города озаботилось этой темой или новая структура создается для галочки. Ну и конечно, от руководства и от команды. Агентству придется очень тесно и конструктивно сотрудничать с КГИОП.
Очень надеюсь, что со временем будет, за что похвалить новое ГБУ по кадастру. Там собралось много весьма квалифицированных коллег. И у него, как ни у какого другого ГБУ в России, есть шанс стать солидным и полезным учреждением, найти гармонию между интересами государства и собственников недвижимости.
Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия-17»:
– Выявлять бесхозные аварийные здания — логичная функция, которую следует выполнять городской администрации. А вот создавать в связи с этим новое агентство, по-моему, совершенно нелогично. Это ведь хозяйствующий субъект, у которого будет свой директор, бухгалтер, штат (пусть и небольшой) сотрудников. Видимо, и городское финансирование для него понадобится. Непонятно, почему эту работу нельзя поручить уже существующим структурам. Пусть бы они рассылали запросы в районы и муниципалитеты, а затем систематизировали ответы. На фоне разговоров о сужении государственных функций создавать новые госучреждения мне кажется очень странным.
Наталья Трунова,
генеральный директор института «Ленгипрогор»:
– Если не менять систему, оргструктуры можно добавлять, ликвидировать и переставлять до бесконечности, как слагаемые. Результат останется прежним. Лучше бы сначала посмотреть, где возникает проблема в этой цепочке.
Государство не знает, что у него есть, не знает, за какие деньги можно это отдать, а в отношении памятников оно не знает даже, хочет ли оно на них зарабатывать или в первую очередь охранять. Заброшенные здания в центре — это с большой долей вероятности объекты культурного наследия.
Возможность их использования принципиально зависит от предмета охраны, хотя во многих уже нечего охранять, скоро их просто не станет. Возможно, их даже за рубль никто не захочет взять, хотя теперь это возможно. Думаю, что немало полуразрушенных зданий — частная собственность. Есть ли у государства инструменты давления на собственника, чтобы он содержал свое имущество в порядке и «живым»? Похоже, нет.
А во многих странах собственники обязаны делать это, причем не только с памятниками, иначе можно лишиться своей недвижимости.