НАШ ЦИТАТНИК: «Запрет на определенные ипотечные схемы был бы действенным, если бы его оформили в виде закона или постановления правительства, а не в виде «рекомендаций», как в случае с ипотечным стандартом...» Татьяна Хоботова

5 февраля, 06:49

Музей общественной тревоги

31 мая 2017 в 09:00

Всемирный клуб петербуржцев предлагает провести серию общественных слушаний, чтобы выбрать концепцию нового Музея обороны и блокады Ленинграда.

Всемирный клуб петербуржцев предлагает провести серию общественных слушаний, чтобы выбрать концепцию нового  Музея обороны и блокады Ленинграда.

Президент Всемирного клуба петербуржцев (ВКП) Михаил Пиотровский отметил, что Музей блокады – больная тема для Петербурга. «Первый, созданный  еще в годы войны музей – репрессирован, у существующего слишком мало места для создания  достойной экспозиции», – уточняет г-н Пиотровский. Когда для строительства нового Музея блокады было создано АО «Центр музейных и выставочных проектов», музейный мир забил тревогу, беспокоясь, что все экспонаты из нынешнего музея заберут в новый, а действующий музей выселят даже с тех небольших площадей (около 1000 кв.м), который он занимает в Соляном городке. «Мы живем в культуре недоверия, – сказал Михаил Пиотровский. – И хотя нас заверяют, что помещения в Соляном городке у Музея обороны и блокады не отнимут, коллеги по цеху будут следить за этим процессом». В идеале музейщики и члены ВКП хотят, чтобы музею вернули все его прежние владения  в Соляном городке (около 40 000 кв.м). «Если бы город любил свою историю, он приложил бы все силы, чтобы отдать музею Соляной городок», – уверен профессор Академии художеств Владимир Лисовский. Однако эти площади сейчас  занимают подразделения Минобороны. «Более-менее реально отсудить еще один зал в здании, где располагается наш музей, – рассказывает директор действующего Музея блокады Сергей Курносов. – Но это не решит наши проблемы. Поэтому мы рады, что город смог запланировать в бюджете средства на строительство нового музейного здания».

Правда, не все члены ВКП довольны выбранным местом. Владимир Яковлев (председатель городского Комитета по культуре в 1996-2000 гг.) считает площадку у Смольной набережной – не лучшим вариантом: «Музей должен располагаться на пересечении туристических троп, а там – тупик. Этот вопрос мог бы стать темой референдума». Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев объяснил, что это лучшее место из весьма ограниченного числа свободных участков. А если учесть, что после 2022 года ГУП «Водоканал» освободит территорию Центральной водопроводной станции, расположенной по соседству, музей получит достаточно площадей и в самом здании, и под открытым небом. Кроме того, он станет центром нового общественного пространства. Руководитель «Студии-44» Никита Явейн тоже считает, что место удачное: «Не стоит собирать все в ядре исторического центра, нужно растягивать «музейный город», создавая новые точки притяжения».

Зашла речь и об участниках закрытого конкурса. «Если победителем окажется немецкий архитектор, мы заплатим ему премию? Вы считаете это нормально?» – недоумевает Владимир Яковлев. «Есть в приглашении иностранных архитекторов некая червоточина», – признают руководители персональных мастерских Никита Явейн и Олег Романов. По мнению Михаила Пиотровского, важен даже не состав участников, главное – концепция музейного комплекса, которую пока не предъявили общественности. Нет ясности со смысловым и предметным наполнением экспозиции. Нет и четкого представления, будет ли это Музей обороны и прорыва блокады или Музей памяти блокадной трагедии.

В общем, вопросов и сомнений много. Следующее общественное обсуждение будущего музея пройдет на заседании Совета музеев Петербурга.

«У нас удивительный город, – отметил в беседе с NSP Владимир Яковлев. – Здесь главные вопросы для всеобщего обсуждения – это музеи: Музей блокады, Исаакиевский собор... А не пятиэтажки».