НАШ ЦИТАТНИК: «Снижение цены для застройщика - путь в тупик: всегда найдется тот, кто предложит еще дешевле. У покупателей возникают демпинговые ожидания: цена упала, может, еще подождать? Растет недоверие: цена падает - значит, у компании какие-то проблемы?..» Максим Жабин

7 ноября, 19:38

Заказ на концессию

13 июня 2017 в 12:30

Концессионные конкурсы необходимо подчинить закону «О контрактной системе», решили в УФАС и Арбитражном суде. Это может подорвать доверие ко всей схеме государственно-частного партнерства.

Инвестиции концессионеров не должны полностью возмещаться из бюджета, решили в УФАС и согласились в арбитраже. Это может подорвать доверие ко всей схеме государственно-частного партнерства.

Арбитражный суд Москвы вынес решение по спору между Комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и УФАС. В январе этого года Управление предписало аннулировать конкурс по дороге Стерлитамак – Кага – Магнитогорск из-за того, что одного из инвесторов не допустили к торгам. Кроме того, антимонопольщики заявили, что местные чиновники нарушили закон «О концессионных соглашениях». Обе претензии суд удовлетворил.

Довод о том, что концедент может за счет бюджетных средств возмещать затраты концессионера на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения  основан на неправильном понимании норм материального права, говорится в решении арбитража. Такие схемы подпадают под действие 44-ФЗ «О контрактной системе», счел суд. Если объект концессионного соглашения создается в полном объеме за счет средств бюджета, то по статье 527 ГК РФ контракт заключают в порядке, предусмотренном 44-ФЗ. 

Поскольку тратиться будут именно бюджетные деньги, нельзя допускать их неэффективного расходования, написано в решении. Поэтому требовалось провести электронный аукцион, «процедура которого является наиболее прозрачной и обеспечивает предотвращение коррупции и других злоупотреблений». 

Суд  не уловил разницу между финансированием создания объекта и возмещением затрат концессионера, прокомментировал «Ведомостям» вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Первое – это расходы на стройку, а второе – последующие выплаты вложившему деньги концессионеру, объясняет он, именно это отличает концессию от госзаказа. 
Ключевым являлся вопрос о возможном размере финансового участия публичной стороны, поясняет Лусине Арутюнян, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП компании «Качкин и Партнеры». Суд поддержал позицию УФАС и пришел к выводу о том, что если публичная сторона (государство, регион и пр.) берет на себя все расходы на создание (реконструкцию) объекта соглашения, это фактически подразумевает государственную закупку по закону о контрактной системе, комментирует г-жа Арутюнян. Что важно для рынка, суд применил вывод о невозможности полного публичного финансового участия не только к концессиям, но и к соглашениям о ГЧП.

Для проектов, которые реализуются за счет средств инвесторов, рисков нет. Например, речь о концессиях по передаче зданий в Петербурге для создания гостиниц, считает г-жа Арутюнян. Однако и по проектам, где все расходы финансирует публичная сторона, окончательные выводы делать рано, поскольку решение суда будут обжаловать. Если негативный вердикт устоит,  возможны изменения в федеральное законодательство, поскольку реализация подобных проектов будет связана с существенными рисками оспаривания.

Напомним, что о планах передавать заброшенные здания в концессию для создания трехзвездочных гостиниц Смольный объявил в августе прошлого года. Схема выглядит примерно так: инвестор подает в Комитет по инвестициям заявку, если за определенное время конкурентов не появилось, здание передадут «целевкой». При наличии второго заявления город организует конкурс. Концессионеру недвижимость достанется на 49 лет с четко закрепленным функционалом. В течение всего срока договора компания будет вносить в бюджет концессионные платежи. Кроме того, Смольный готов прописать в соглашениях определенные гарантии для инвесторов (какие именно, не уточняется).

Тогда же власти обнародовали примерный список объектов. В него вошли здания на наб. реки Мойки, 26, литеры А, Б, Г, в Большом Казачьем переулке, 10, на Вознесенском пр., 36, на Каменноостровском пр., 58-60 и на Среднем пр. В.О., 40.

В планах властей  – развитие схемы государственно-частного партнерства на строительстве соцобъектов. Так, на  ПМЭФ-2017 Смольный подписал с «Эталон-ЛенСпецСМУ» соглашение о том, чтобы впервые в России построить школы в рамках ГЧП. Они появятся на территории квартала «Галактика», который компания строит на бывшем участке железной дороги площадью 38 га за Варшавским вокзалом. 

В апреле этого года был объявлен первый концессионный конкурс. Пилотным стало здание на Среднем пр. В.О., 40 (на фото). Еще в феврале председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк заявила, что проектом интересуется компания «Центр АТР-Сайгон» с вьетнамскими корнями. Заявки от потенциальных концессионеров принимали до 29 мая, определить победителя должны были 30 мая. Однако итоги конкурса до сих пор не подвели. В Комитете по инвестициям прокомментировать ситуацию оперативно не могут. По данным NSP, помимо «Центра АТР-Сайгон», заявку которого на torgi.gov.ru вывесили еще в апреле, на объект появился еще один интересант. Но его предложение власти до сих пор не опубликовали.