НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 15:46

Рублевая приманка

13 июня 2017 в 21:55

Аварийные памятники Петербурга будут сдавать в льготную долгосрочную аренду по московской схеме. Программу пока назвали «Рубль за метр».

Аварийные памятники Петербурга будут сдавать в льготную долгосрочную аренду по московской схеме. Программу пока назвали «Рубль за метр».

Проект городского закона готовят юристы  КГИОП и КИО. О ходе работы руководители комитетов доложили на Совете по культурному наследию. Если коротко: власти формируют перечень таких объектов и выставляют их на аукцион, с необходимым пакетом документов и условий. Главное из них – отреставрировать памятник за 5 лет. После приемки и ввода объекта в эксплуатацию добросовестный инвестор получает право льготной аренды (1 рубль за кв.м в год) и может использовать памятник в своих целях. В том числе – сдавать в субаренду по коммерческим расценкам. С 2012 года такая программа работает в Москве. По словам Юлии Логиновой, представителя Москомнаследия, за пять лет в порядок уже привели 19 памятников. В среднем на каждый столичный объект претендуют шесть интересантов, а стартовая цена в ходе аукциона повышается в 11 раз. (На последних торгах она, правда, подскочила аж в 130 раз!) В программе участвуют только объекты без имущественных обременений, закрепленные за казной Москвы.

Председатель КГИОП Сергей Макаров сообщил, что в петербургский предварительный список включены 49 адресов (38 памятников и 11 выявленных объектов). Их предложили районные администрации. В примеру, в Кировском районе советуют отдать арендаторам Ушаковские бани (на фото), в Курортном – пару деревянных построек, в Пушкинском – Царский павильон железной дороги, в Петроградском – дом Вяземского на Каменноостровском пр., 58-60, в Красногвардейском – Александровские ворота Охтинских пороховых заводов. Правда, с этим объектом в КГИОП предчувствуют проблемы: привлекательность ворот для частного инвестора сомнительна, а кто ими владеет – неизвестно.

Глава КИО Александр Семчуков рассказал, что предпродажной подготовкой объектов (в частности, договорами на льготное обеспечение электроэнергией, водой и т.д.) будет заниматься недавно созданное Агентство по развитию имущественного комплекса Петербурга. Первые торги по этой программе хотят провести в начале 2018-го.

Вице-губернатора Игоря Албина проделанная работа не порадовала: «У вас роль статистов: взяли и полностью переписали московский опыт. Да и столичные итоги – 19 объектов за 5 лет – не впечатляют.  Где предложения, что делать с восемью сотнями петербургских аварийных зданий?» (Столько чиновники насчитали при инвентаризации в 2014 году. – NSP.)  Работа по подготовке законопроекта движется медленно, считает Игорь Албин. Он уверен, что документы, необходимые для запуска программы, должны быть приняты этой осенью. 

Члены Совета усомнились, что в представленном виде закон будет эффективен. Депутат ЗС Алексей Ковалев считает, что в Петербурге к этой программе интерес окажется гораздо меньше, чем в Москве: «Там гуляют большие деньги, а в Петербурге их нет. Придется обращаться за кредитом – а что закладывать в обеспечение? Смущает, что главный критерий отбора – наибольшая цена за право аренды. Что  в приоритете – деньги или спасение памятников?»

Член президиума ВООПИиК Александр Кононов полагает, что на инвестора ложится слишком большая финансовая нагрузка – затраты на первоначальную аренду и реставрацию. За 5-7 лет ситуация может резко измениться, и нет гарантий, что арендатор сможет окупить свои затраты. Руководитель АМ «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов уверен, что ни один частный арендатор не будет вкладываться в реставрацию деревянных объектов: «Даже те, кто ратует за сохранение таких памятников, сразу захотят их снести и построить что-то новое, если станут владельцами».

На вопрос корреспондента NSP о воротах пороховых заводов все эксперты недоуменно пожали плечами.