НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

22 ноября, 11:48

Льготный перекос

18 марта 2020 в 21:00

Застройщики просят скорректировать областную программу «сельской ипотеки». Шансов немного.

Застройщики просят скорректировать областную программу «сельской ипотеки». Шансов немного.

В правительстве Ленобласти прошло совещание с участием застройщиков и представителей Россельхозбанка. От строителей участвовали: Группа ЦДС, КВС, «ЛенРусСтрой», «Арсенал» и другие компании.

Тема встречи – как быть с «несправедливой конкуренцией», когда с одной стороны Воронцовского бульвара, в Мурино, кредит стоит 9–10% годовых, а с другой, формально – в посёлке Бугры, – 2,7%? (На самом деле, совещание называлось иначе, но главным был именно этот вопрос.)

Застройщикам хотелось бы (упрощённо) либо включить Кудрово и Мурино в «льготный список», либо исключить оттуда Бугры и Янино.

О том, что такая проблема непременно возникнет, мы уже предупреждали.

Заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин заявил: «У нас есть городские поселения, которые мы хотели бы развивать и привлекать туда жителей».

Проблема в том, что сегодня ВСЕ областные населённые пункты и так входят в программу. Кроме тех, где зарегистрированы 30 000 граждан и более.

Отменить субсидированные ставки там, где они уже предоставляются, тоже непросто.

Мы запросили комментарий в Комитете по АПК ЛО. Нам ответили: согласно федеральным правилам, льгота по ипотеке распространяется на все населённые пункты, в которых насчитывается менее 30 000 человек.

То же самое сообщили и в банке. «Мы ориентируемся на три списка. Это – перечень населённых пунктов, перечисленных в областном законе 32-оз об административно-территориальном устройстве, а также приложение 5 (перечень деревень и посёлков в составе городских поселений региона) и приложение 6 (список сельских агломераций). Они опубликованы на сайте Комитета по АПК, – пояснил заместитель директора Санкт-Петербургского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Иван Власенко. – Из перечня убрали населённые пункты, где более 30 000 жителей. Корректировать получившийся список может исполнительная власть региона…»

Поясняем. Дополнительно включить в список сельских поселений Кудрово и Мурино можно лишь в том случае, если удастся доказать, что в них менее 30 000 жителей. Или придётся лоббировать изменение федеральных критериев.

Исключить какие-то посёлки местная власть действительно вправе. Но это тоже непросто. Если из перечня в какой-то момент, уже после запуска программы, уберут Бугры – то получится, что часть покупателей купила квартиры, скажем, в ЖК «Энфилд» в кредит под 2,7%, а часть – под 9–10%. Могут возникнуть вопросы у ФАС. Непременно появятся претензии у дольщиков: почему это местная власть отбирает у меня федеральные льготы? Вплоть до суда.

К тому же Буграми и Янино обойтись не получится. На следующем совещании в повестке окажутся Новоселье, Новогорелово… И скорректированный перечень ещё должен быть утверждён Минсельхозом.

Спрос на «сельскую ипотеку» зашкаливает: в Москве на согласовании лежат уже более 100 областных кредитных заявок. А если рыночные ставки поползут вверх – спрос на льготные кредиты станет ажиотажным.

Михаил Москвин предлагает взять за основу списка мест, где «сельская» льгота не положена, перечень «урбанизированных территорий», уже утверждённых на местном уровне. (Программа «Светофор», «красная» зона.) Это было бы правильнее – но до отправки документов в Минсельхоз.

Идею г-на Москвина – развивать строительство в удалённых посёлках – можно только приветствовать. И область, кстати, вправе предусмотреть именно для них дополнительные льготы по жилищным кредитам – снизить ставку от 2,7% хоть до 0,1%. Но эти расходы надо заложить в бюджет, где лишних денег и так нет, а сегодня – особенно…

Федеральная программа действительно создаёт серьёзные диспропорции. Но в ней есть хотя бы жёсткие формальные критерии. Желание «выровнять рынок», опираясь на стремление к справедливости, может привести и к более тяжёлым последствиям.