5 февраля, 14:00

Спор за евангелистов

1 февраля 2016 в 12:15

Арбитражный суд признал, что копии скульптур с костела Святой Екатерины были выполнены в полном соответствии с законом.

Изваяния четырех евангелистов и ангелов с крестом вернутся на аттик римско-католического храма (Невский пр., 32–34) после реставрации его фасадов, которую предполагают провести в 2016-м. Правда, мраморные оригиналы, изрядно пострадавшие от времени и питерской непогоды, заменят копии из композитного материала. Методика — практически та же, по которой копировали статуи Летнего сада. Решение отреставрировать оригиналы и передать их на музейное хранение, а на их место поставить копии принял специально созданный реставрационный совет. Кстати, так давно поступают в европейских странах, даже с более мягким климатом.

Копирование выполнили мастера из компаний «Наследие» и «Коринф». Это право они получили, выиграв конкурс с ограниченным участием, проведенный осенью 2015-го. Заказчиком выступила подведомственная

КГИОП дирекция по реставрации памятников. Конкурс пыталась оспорить «Строительная компания», которая подала иск в арбитраж. По утверждению представителей КГИОП, сама «Строительная компания» в состязании не участвовала, но заявила, что некоторые требования к участникам и результаты конкурса незаконны. В ожидании суда строители просили приостановить исполнение контракта, но арбитраж счел, что для этого нет оснований. Антимонопольное ведомство, куда также обратился заявитель, тоже не нашло нарушений. Так что мастерам ничто не помешало, и в конце декабря копии были готовы. Технологи поясняют, что это кропотливый труд. Сначала с оригинальных скульптур снимают силиконовые формы (пять-шесть дней), потом отливают копии из искусственного мрамора (один-два дня), затем доводят поверхность «двойника» до полного сходства с оригиналом (шесть дней). При этом, конечно, значительные дефекты не воспроизводят.

Пока шли работы, было много разговоров о том, что оригинальные размеры скульптур исказятся и чуть ли не уменьшатся вдвое. Эти домыслы в КГИОП связывают с тем, что исходные замеры делали еще в 2013-м, когда статуи находились на аттике храма и доступ к ним был ограничен. Параметры уточнили, когда оригиналы перенесли в мастерскую. Рабочая комиссия по приемке работ признала высокое качество копирования и соответствие параметров.

Подлинник скульптурной группы «Поклонение кресту» предполагают передать на ответственное хранение в Эрмитаж. Место «прописки» мраморных евангелистов пока неизвестно.