НАШ ЦИТАТНИК: «Надо очень аккуратно подходить к частичному изменению фасадов, поскольку оно порой довольно серьёзно меняет здания. Можно удлинить нос Венере Милосской, талию усилить, ноги укоротить. Но Венеры Милосской мы уже тогда не получим...» Владимир Григорьев

13 апреля, 18:48

Немного Барселоны в пригороде

9 октября 2016 в 18:05
6 725

Немного Барселоны в пригороде

Два кризиса помогли компании «Главстрой-СПб» (входит в промышленную группу «Базовый Элемент») превратить проект «Юнтолово» из респектабельного поселка для состоятельных людей в открытый, разнообразный и демократичный район, гораздо больше напоминающий настоящий город.

Речь, разумеется, пока идет о концепции «Юнтолово», которая радикально поменялась осенью 2015 года, став более современной.
В первой концепции, выполненной шведским архитектурным бюро Tovatt Architects and Planners, около 65% из 2,2 млн кв.м жилья было спроектировано в бизнес-классе. Из многих квартир открывались виды на воду, включая искусственные водоемы. Кварталы (их всего 36) на 75% сформировали из малоэтажных домов. При этом каждый фасад должен был отличаться — цветовое решение задавалось индивидуальным дизайн-проектом. Словом, все было ориентировано на состоятельных людей, готовых платить за пейзаж, оригинальную архитектуру и уединенную жизнь. Что неудивительно, ведь первая версия «Юнтолово» была разработана в 2007 году.
К выводу, что разработанная вместе со шведами концепция получилась слишком оптимистичной, компания пришла в 2013 году. Первую очередь проекта (14 домов общей площадью 114 000 кв. м) уже построили в классе «эконом».
Новую концепцию создало испанское архитектурное бюро EDDEA (входит в Atlantica Platform). Разработчика выбрали в ходе международного конкурса, который «Главстрой- СПб» провел в 2014 году. Маркетинговую стратегию написал Институт проблем предпринимательства.
«Мастер-план стал итогом большой работы, которая началась с маркетинга, — рассказывает руководитель аналитического центра компании «Главстрой-СПб» Петр Буслов. — Институт провел исследования, чтобы понять, какой покупатель поедет в «Юнтолово», за что он готов платить, каков его портрет, социальный и семейный статус, его ценности. Архитекторы Atlantica Platform уже понимали, для какой целевой аудитории они работают».
Маркетологи увидели шесть групп горожан, которые захотят поселиться в «Юнтолово». Три из них смогут позволить себе жилье эконом-класса. Это социально-активные, приобретающие первое жилье, молодые семьи, которым нужны магазины, школы и детские сады в радиусе 300–500 м от дома, и те, кому по семейным обстоятельствам срочно понадобилась отдельная квартира. Для них спроектировали кварталы с домами до 16 этажей, расположив их вдоль будущего Конно-Лахтинского проспекта в непосредственной близости от торговой улицы и делового центра нового района. За счет относительно высокой плотности здесь возникнет движение и разнообразная деятельность, а коммерсанты получат хороший трафик покупателей и клиентов. В эконом-классе будет построено около 1,7 млн кв.м жилья.
Две другие категории покупателей могут претендовать на жилье «комфорт» и «комфорт+». Здесь семейные пары с детьми и люди старше 50 лет, которые хотят совместить городские удобства с близостью к природе. Для них заложены кварталы вдоль Юнтоловского заказника и вокруг будущего центрального парка — около 465 000 кв.м жилья, в 15 минутах ходьбы от местного «даунтауна». Здесь высота домов не превышает четырех этажей с мансардой, и вокруг достаточно тихо.
Самая высокодоходная группа — семьи, готовые платить не только за комфорт, но также за виды из окон, архитектуру, террасы и т. д. Под дома такого класса отведена полоса земли вдоль русла реки Юнтоловки.
«Разреженная плотность застройки в «Юнтолово» дает приятную возможность общаться, избегать присущей городу анонимности, — говорит Алексей Шаскольский, заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства. — Экологичность проекта и близость к «Лахта центру» делает его привлекательным для креативного класса, для людей, занятых в сфере IT. Пока он кажется идеальным местом для молодого человека с большими надеждами, который утром на велосипеде проезжает 5–7 километров до делового района, где его ждет работа и удовольствия большого города. К тому же рядом — все рекреационные возможности побережья Финского залива».
Искусственных водных объектов в «Юнтолово» не будет. Их заменили общественные пространства: «зеленые коридоры», выходящие в лес, сеть велодорожек и три парка.
Испанские планировщики, по словам представителей компании «Главстрой-СПб», предложили для «Юнтолово» простую и практичную транспортную схему. Сетка из пересекающихся и пешеходных аллей с велосипедными дорожками спроектирована таким образом, что значительную часть территории можно обойти или объехать на велосипеде, не пересекая проезжей части. Все здания в «Юнтолово» проектируются по единому дизайн-коду, который разработали в EDDEA, увязав его с экономикой проекта. Фасады «собираются», исходя из стоимости жилья в конкретном доме. Однако новая концепция отличается тем, что главную ценность проекту составляют не дорогие фасады, а качество жизни.

Петр Буслов, руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб»:

«Архитекторы из EDDEA привнесли немного Барселоны в наши северные условия. Петербуржцам это нужно. Достаточно съездить летом на Елагин остров, чтобы в этом убедиться». 
Проект «Юнтолово» расположен на 437 га в северо-западной части Приморского района Петербурга, рядом с Юнтоловским заказником. Всего здесь проектируется 2,2 млн кв.м жилья, рассчитанного на 70 000 человек. Преимущество проекта в том, что в нем существует застройка разной плотности, несколько кластеров, которые объединены общей концепцией, но не пересекаются.

В новой концепции заложено множество магнитов, которые выманят людей из дома, заставят общаться и жить активной жизнью внутри района. Архитекторы из EDDEA привнесли немного Барселоны в наши северные условия. Петербуржцам это нужно, достаточно съездить летом на Елагин остров, чтобы в этом убедиться. Если создать подходящее пространство для фестивалей, движения на свежем воздухе, люди воспользуются этим.
Пока мы планировали здесь бизнес-класс, не было смысла предлагать жителям хобби и развлечения. Состоятельный покупатель находит их сам. В эконом- и комфорт-классе разнообразные возможности ценятся выше архитектуры или инженерных решений. Поэтому мы думаем о скейт-парке или роллердроме для подростков, прогулочных зонах для молодежи постарше. Мы надеемся, что жители «Юнтолово» будут ценить свой район не меньше, чем собственную квартиру.
Лучшая «фишка» проекта, на мой взгляд — река и гребной канал. Мы подумываем создать здесь школу гребли. В Петербурге пока нет жилья эконом-класса, которое находилось бы рядом с набережной, где можно взять лодку, покататься на катамаране.
К воде примыкает «даунтаун» — коммерческая зона с торговым центром и бизнес-центром. От нее идет улица со стрит-ритейлом. Там запроектировано около 100 000 кв.м коммерческих помещений, два супермаркета и гипермаркет. На офисные площади мы пока не видим явного спроса, но проект долгий в реализации. Мы хотели бы, чтобы со временем здесь возник IT-кластер, проверим, возможна ли в Петербурге такая же история, как в Вантаа.

Ольга Григорьева, руководитель департамента маркетинга Института проблем предпринимательства:

– Архитекторы из бюро EDDEA превратили «Юнтолово» в полноценный городской район. Надо признать, что они отлично выполнили зонирование проекта. Особенно хороша центральная часть проекта с рекой, вдоль которой можно устроить набережную, над ней навести мосты. Испанцы придумали прекрасную парковую систему. Профессионально проработали безопасность огромной территории, просчитали пешеходные потоки из разных точек. В глухих и тупиковых местах они «открывали» пространства, усиливали освещение. Дворы было предложено сделать закрытыми и для машин, и для посторонних (по принципу патио), так как граница между публичным и приватным пространствами все-таки нужна.
Мы, со своей стороны, особенное внимание уделили тому, чтобы в «Юнтолово» можно было успешно растить и учить детей: наличию спортивных секций, языковых школ, танцевальных студий. Думаю, что к моменту, когда район будет полностью застроен, жизнь здесь окажется удобной, прежде всего для тех, кому не надо каждый день выезжать по делам в город: для детей, молодых мам, пенсионеров, для тех, кто работает на фрилансе.