Жертвенная реставрация
КГИОП продолжит реставрацию фасадов Казанского собора. Но сначала эксперты проверят, в каком состоянии части памятника, уже отреставрированные в 2011-2015 гг.
Об этом шла речь на "круглом столе", посвященном методике реставрации этого храма-памятника. КГИОП и профессионалы-реставраторы решились на публичную дискуссию, чтобы дать квалифицированный ответ на обвинения общественности, мол, работы проведены с нарушением, и облик памятника искажен. Возникли эти подозрения потому, что после реставрации грязно-бурый цвет облицовки храма сменился на светло-бежевый, почти белый. А фактура натурального пористого камня – пудостского известняка – сгладилась. Действительно, цвет поменялся: произошло это потому, что после расчистки пудостского известняка от копоти и грязи камень пропитали известковым молочком. Этот состав одновременно укрепляет пористый естественный камень и защищает его от негативного воздействия. Как пояснил зам. председателя КГИОП Александр Леонтьев, через некоторое время, когда на фасады вновь осядет копоть, цвет станет почти таким же, как на барабане купола, где еще не прошла реставрация. Тем не менее, градозащитники взбудоражили Министерство культуры, прокуратуру и представителей «Народного фронта». Посыпались проверки, правда, ни одна из них не выявила нарушений, и никаких судебных разбирательств по поводу якобы неправильных действий КГИОП не началось. Комитет приостановил реставрацию фасадов собора до «пока не уляжется» и сейчас выделяет средства лишь на проектные работы. По словам Натальи Дзядько, главы Дирекции заказчика по реставрационным работам КГИОП, в 2017-м на эти цели запланировано около 2 млн рублей.
Впрочем, чиновники готовы заказать профессиональную экспертизу выполненных работ на разных участках фасада, чтобы продемонстрировать, как «чувствует» себя памятник и в каком состоянии защитный слой. Ведущий специалист-технолог КГИОП Сергей Тучинский называет эту известковую «накрывку» жертвенным слоем: «Именно он берет на себя все воздействия окружающей среды. Если он будет разрушаться, его можно легко снять (без повреждения естественного камня) и заменить на новый». По словам представителей Комитета, методика эта вырабатывалась годами и уже применялась при реставрации Ростральных колонн, но там почему-то не вызвала такого резонанса.
Не всех разъяснения КГИОП убедили. Так, активисты движения «Солидарный Петербург» обеспокоены, что на соборе время от времени проступают «гепардовые пятна». Александр Леонтьев заверил, что потемнения на фрагментах фасада возникают только после дождя и вскоре исчезают. Но такое случается и на других петербургских памятниках и не говорит о нарушении технологии. Впрочем, итоговый вердикт вынесут эксперты.