НАШ ЦИТАТНИК: «У многих инвесторов, вложивших средства в банки на три месяца, в июне депозиты заканчиваются. Так что мы ожидаем, прежде всего, возвращения интереса к рынку недвижимости...» Ян Бобрышев

26 мая, 04:07
3 августа 2015 в 06:00

Дворец от щедрот МБРР

Компания «Интарсия» завершила реставрацию Тверского императорского дворца. Грандиозный проект возрождения памятника федерального значения реализован на средства кредита МБРР по программе «Культурное наследие».

trong>Компания «Интарсия» завершила реставрацию Тверского императорского дворца. Грандиозный проект возрождения памятника федерального значения реализован на средства кредита МБРР по программе «Культурное наследие».

Это самый крупный объект из программы и первый, который близится к финишу. Его финансирование (при участии Министерства культуры и правительства Тверской области) за три года превысило 2 млрд рублей. Открыть для посетителей Областную картинную галерею, которая занимает дворец с конца 1970‑х, планируют в 2016‑м.

Заказчиком выступает петербургский Фонд инвестиционных и строительных проектов, который с конца 1990‑х плотно сотрудничает с Всемирным банком. Программа «Культурное наследие» предполагает реставрацию в четырех областях Северо-Западного региона РФ. При этом, как рассказывал на старте программы глава ФИСП Алексей Васильев, если Ленинградская, Новгородская и Псковская области решили реализовать несколько проектов (в частности, в ЛО это Домик станционного смотрителя в Выре, парк Монрепо в Выборге, музей «Приютино» во Всеволожске. — «НП»), то власти Твери отважились лишь на один. Но зато какой! Созданный в конце XVIII века для Екатерины II дворец был дважды перестроен до революции, пострадал во время войны, да и потом постепенно терял как убранство, так и конструктивную прочность. Картинная галерея могла размещаться лишь в небольшой части дворца, и то, как выяснилось по ходу реконструкции, с риском для экспонатов и сотрудников. В частности, реставраторы обнаружили, что из-за подвижек фундамента своды восточной башни треснули и буквально держались на волоске. Директор музея Татьяна Куюкина вспоминает, как сотрудники собирали «пальчики России и Волги»: аллегорические скульптуры падали по частям буквально под ноги входящим. Как пояснил зам. генерального директора ООО «Интарсия» Александр Новиков, обследование показало, что в реставрации и частичной реконструкции нуждается все: фундамент, система гидроизоляции, перекрытия, кирпичные стены. Чердак решили превратить в полноценный технический этаж. Мастера выполнили не только эти работы, но и заменили инженерные коммуникации, воссоздали историческую планировку дворца на 1863 год (время реконструкции по проекту Александра Резанова). По словам Станислава Генсеровского, научного руководителя реставрационных работ ООО «РК «Интарсия», дворец частично сохранил отделку именно этой эпохи, есть архивные документы и описания. На их основе и разрабатывали проект, по которому было воссоздано убранство исторических залов центральной части главного корпуса. Так, парадный вестибюль вновь оформляют шесть гранитных колонн. В послевоенные годы две колонны, разрушенные во время войны, были изготовлены из папье-маше, теперь муляжи заменены на натуральный камень. На парадной лестнице воссозданы гранитные ступени с чугунными литыми оградами, световой фонарь, зеркало на площадке между этажами. В Гербовый зал второго этажа вернулись исторические атрибуты: роспись стен под дуб, изображения 16 гербов тверских уездных городов. Дополняют интерьер два камина и две массивные бронзовые люстры, воссозданные по аналогам в петербургской мастерской. Стены Парадного зала отделали искусственным мрамором, воссоздали кессонированный потолок. Историческая отделка вернулась и на фасад дворца: купол восточной башни украшает звезда, напоминая, что дворец строился как путевой, а купол западной башни — крест в знак того, что под ним располагалась домовая церковь. На родном месте вновь обосновалась отреставрированная скульптурная композиция «Волга и Россия».

Реставрация не обошлась без открытий. Так, в ходе предварительного изучения конструкций специалисты обнаружили, что дворец включает в себя фрагменты прежде существовавшего здесь Архиерейского дома, построенного в 1736 году. Прежде предполагали, что он полностью утрачен во время пожара и дворец строился на пустом месте. Есть и более древние находки. Так, в той части здания, где ныне находится западная башня, на глубине 1,8–2 м от современного культурного слоя был обнаружен пол средневековой постройки. Среди других открытий — остатки некогда существовавшего пандуса дворца. Сотрудники картинной галереи уже мечтают, что и его когда-нибудь тоже удастся восстановить.