Эрмитаж вне санкций
Книга «Эрмитаж. XXI век» вышла в авторитетном британском издательстве Thames&Hudson. Это первый случай, когда за рубежом выпускают фолиант, посвященный работе современных российских архитекторов над реконструкцией российского же памятника.
yle="text-align:justify">Книга «Эрмитаж. XXI век» вышла в авторитетном британском издательстве Thames&Hudson. Это первый случай, когда за рубежом выпускают фолиант, посвященный работе современных российских архитекторов над реконструкцией российского же памятника.
Проект «Студии‑44» связан с превращением правого крыла Главного штаба в филиал Государственного Эрмитажа. По отзывам зарубежных экспертов в области музейного дела, его открытие стало едва ли не самым громким международным событием в этой сфере. Поэтому не удивительно, что издательство, специализирующееся на книгах об искусстве, архитектуре и дизайне, обратило внимание на этот проект. Автором идеи выступил главный архитектор проекта Олег Явейн. Кроме него, с российской стороны статьи написали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский и др. Зарубежные авторы — архитектурный критик Аарон Бетски, историк архитектуры Ханс Ибелингс и даже Рэм Колхас, некогда претендовавший на роль генпроектировщика реконструкции. Эти имена подтверждают, что Главный штаб — не только музей, но и архитектура, достойная серьезных размышлений и внимания не только отечественных специалистов. Так, Аарон Бетски высоко оценивает устройство большой анфилады, вызвавшей много споров на первом этапе проекта. По его мнению, этот прием позволил совместить монументальность и текучесть пространства, а вместе с тщательной реставрацией интерьеров — создать ощущение единства культуры. Интересны размышления Ханса Ибелингса о «врожденных» и привнесенных архитектурных качествах Главного штаба. Автор прослеживает, как «Студия‑44» на новом этапе следует принципам Карло Росси. При этом он считает, что петербургский проект вписывается в европейский тренд, примерами которого стали Швейцарский национальный музей в Цюрихе, галерея «Тейт Британия» в Лондоне, музей сэра Джона Соуна.
К сожалению, Рэм Колхас предоставил лишь давний текст своего выступления в Эрмитаже. Так что сложно понять, как западный мэтр оценивает работу своих российских конкурентов. Тогда, 10 лет назад, он сомневался, что стоит идти на глобальную реконструкцию здания, сопряженную со сносом боковых флигелей, устройством большой анфилады и перекрытием внутренних дворов. Он полагал, что ценность Главного штаба — в разнообразии форм пространств различной иерархии и ценности.
Говорить о реконструкции Главного штаба можно долго, сверяя свои впечатления то с авторским замыслом (статья Олега Явейна), то с оценкой, данной Михаилом Пиотровским, то обращаясь к истории (эссе Дмитрия Швидковского и Юлии Ревзиной). Как и сама реконструкция, эта книга, несомненно, стала событием для всех, кто интересуется архитектурой. Весомый двухсотстраничный фолиант с тремя сотнями иллюстраций вышел в двух версиях — на английском и русском языках.