НАШ ЦИТАТНИК: «Темпы роста ВВП в I и II кварталах оставались высокими. При этом инфляция ускорялась. Это означает, что экономика по-прежнему находится в состоянии значительного перегрева. Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны...» Эльвира Набиуллина

26 июля, 23:23

Европейцев не пускают в небо

29 июня 2015 в 05:40

Совет по культурному наследию поддержал проект реконструкции бывшего дворца Кушелева-Безбородко на Гагаринской ул., 3. Правда, от существенных изменений памятника пользователю пришлось отказаться.

yle="text-align: justify;">Совет по культурному наследию поддержал проект реконструкции бывшего дворца Кушелева-Безбородко на Гагаринской ул., 3. Правда, от существенных изменений памятника пользователю пришлось отказаться.

Заказчик проекта — Европейский университет, который располагается в здании на правах долгосрочной аренды. Как рассказал Олег Хархордин, ректор университета, необходимость преображений вызвана тем, что вузу не хватает площадей для полноценного учебного процесса. К тому же состояние примерно 20% помещений столь плачевно, что использовать их невозможно. Кроме того, ученым людям хотелось, чтобы их здание выглядело достойно на фоне Европейских университетов в других странах. Так что два года назад был проведен международный конкурс, победителем которого признали французское бюро WILMOTTE ET ASSOCIES S.A.S. Жюри оценивало предложения французов как наименее радикальные по отношению к памятнику, однако многие сомневались, что идеи создать остекленную мансарду и подземный амфитеатр пройдут цензуру КГИОП и градозащитников. Так и получилось. Полтора года согласований проекта закончились тем, что от этих преобразований пришлось отказаться. Оценивая итоговый вариант, г-н Хархордин признался: «Нельзя сказать, что мы в восторге от проекта в таком виде. Но, слава богу, он уже ни у кого не вызывает возражений». Особенно горько расставаться со стеклянной надстройкой: там хотели устроить ресторан с видом на Неву, который мог бы приносить университету неплохой доход подобно тому, как это происходит в московском институте «Стрелка». Не удалось добиться и существенного увеличения площадей: с 7200 кв.м они подрастут до 8000 «квадратов». Нынешние чердачные помещения можно будет использовать: конек кровли поднимут на 70 см, что, впрочем, соответствует историческим параметрам дворца, реконструированного в советское время. Для освещения этих пространств предлагается сделать в кровле ленточные окна, которые снаружи можно будет увидеть разве что с вертолета.

Кроме того, французские проектировщики в тандеме с российским адаптером — КБ «ВиПС» — предложили разобрать дворовые пристройки советского времени и устроить два перекрытых атриума, которые улучшат сообщение между разными частями здания. Там к тому же можно будет проводить разные конференции. Одну из стен малого атриума хотят озеленить, чтобы напомнить о существовавшем здесь когда-то саде. Само собой, предполагается отреставрировать фасады и сохранившиеся интерьеры, а также заменить инженерные сети. Управление проектом осуществляет компания «ВТБ-Девелопмент».

Никита Явейн, руководитель АМ «Студия-44», который рецензировал проект, считает, что это самая корректная работа иностранных архитекторов за последние 10 лет в России. По его мнению, устройство ленточных окон вполне допустимо, если сделать их качественно.

Точные затраты на реализацию планов пока неизвестны. По крайней мере, вице-губернатор Игорь Албин усомнился, что можно уложиться в $30 млн указанных в пояснительной записке к проекту.

По словам Александра Ольховского, вице-президента ВТБ, финансировать реконструкцию предполагается за счет благотворительных взносов от друзей Европейского университета.

По самым оптимистичным планам, завершить работы рассчитывают к 2019-му.

«НП» ДОСЬЕ

Дворец на Гагаринской улице был построен для графа Николая Кушелева-Безбородко в 1840-м в стиле итальянского ренессанса. В 1873-м его приобрели для великого князя Николая Константиновича, а с 1881-го хозяйкой стала морганатическая супруга Александра II княгиня Юрьевская. В Петербурге дворец часто называют Малым Мраморным — благодаря отделке фасадов натуральным камнем. В советское время здесь располагался Институт охраны труда. Несмотря на множественные внутренние перестройки (в частности, были разделены на два уровня двусветный Гобеленный зал и Пименовская галерея, где когда-то выставлялись работы скульптора), во дворце все же сохранилось пять парадных помещений с комплексной отделкой. В дворовой части дворец оброс надстройками, от которых его планируют расчистить по ходу реставрации.