НАШ ЦИТАТНИК: «Если здание находится в центре города, сейчас этого по факту достаточно, чтобы причислить его к лику «градостроительных святынь». Однако отнесение всех домов к историческим исключительно по году постройки абсурдно…» Дмитрий Некрестьянов

17 мая, 00:07
5 октября 2015 в 05:40

Смольнинская десятина

Городские власти решили, что застройщики должны передавать городу не только детские сады и школы, но и часть жилья.

yle="text-align: justify;">Городские власти решили, что застройщики должны передавать городу не только детские сады и школы, но и часть жилья.

От 5 до 10% построенного. Никаких официальных распоряжений на этот счет не будет (даже в Смольном понимают, что это незаконно). Но если компании заупрямятся — согласования и разрешения на строительство им придется добывать через суд.

Здесь, конечно, прелестен сам подход: до сих пор власть выполняла свои обязанности через раз, а сейчас она согласна потрудиться, только если суд заставит.

Вице-губернатор Игорь Албин через пресс-службу донес до публики более мягкую формулировку: «Есть принцип социальной ответственности бизнеса перед городом: нам важно решать проблему расселения коммунальных квартир, решать проблемы многодетных семей, очередников, и в этом бизнес должен участвовать». Такое предложение обсуждается, подтвердил председатель КГА Владимир Григорьев.

Ситуация не новая. «Что-то на патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались», — заметил один знаменитый российский вице-губернатор.

Россия вроде совсем другая, а закономерности те же: если заговорили про «социальную ответственность бизнеса» — значит, в казне пустовато.

Генеральный директор ГК «ЦДС» Михаил Медведев считает, что это пока только пробный шар: Смольный хочет проверить реакцию. Ну что же, 7 октября совет НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» как раз и попробует выработать консолидированную позицию.

Нам-то кажется, что все и так понятно: раз строители легко прогнулись под предыдущую незаконную инициативу (строить садики и школы за свой счет), отчего бы и не нагнуть их под следующую?

Региональный директор компании EKE в России Андрей Хитров предположил, что новая затея Смольного — это альтернатива обременению застройщиков социалкой. Оптимизм г‑на Хитрова приятен, но логика всех предыдущих шагов Смольного подсказывает, что никакой альтернативы не будет. И «десятину» на строителей навесят не вместо, а вместе с социальными объектами.

Насчет казны: для расселения коммуналок город в этом году купит аж 153 квартиры. Сто пятьдесят три, Карл! При самом оптимистичном раскладе это позволит расселить 153 коммуналки. Примерно из 80 000. («Примерно» — потому что точных данных нет.)

И затраты на покупку этих квартир составят 700–750 млн рублей. На содержание автопарка для чиновников Смольный ежегодно тратит 770 млн.

Тема с «десятиной», кстати, богатая. Смольному стоит ее развивать на федеральном уровне. В самом деле, чего это автомобилисты-частники катаются по городскому асфальту за здорово живешь? Накинуть 10% к стоимости авто! И не надо здесь приводить аргументы про то, что и автовладельцы, и дилеры и так платят налоги — строители и дольщики их тоже платят. С автозаправками на городской земле стоит разобраться. Да мало ли в городе еще осталось прибыльных бизнесов!

На самом деле — мало. А с таким креативным подходом стричь вскоре и вовсе некого будет. На туманной заре эпохи нефтяного процветания один из российских премьеров вошел в историю с намертво прилипшей кличкой «Миша Два процента». (За дело или нет — другой вопрос; у истории свои представления о справедливости.) Как бы и к вице-губернатору Игорю Албину не прицепилось похожее прозвище… Потом ведь никаким пиаром не отмоешься.