С деньгами-то каждый сможет…
Новую методику определения цен для покупки жилья за счёт бюджета, предложенную Минстроем, пока применять не будут. Она даёт приближенные к реальности, а не заниженные цифры, но дополнительных денег в бюджете нет.
Об этом речь зашла в Совете Федерации, где глава Минстроя Владимир Якушев рассказывал о реализации жилищных федеральных проектов. Из его доклада следует, что пока всё неплохо. Падение объёмов ввода жилья есть, но оно некритичное и обоснованное. Из-за пандемии 51 субъект РФ ввёл те или иные ограничения, сказавшиеся на работе стройплощадок, а Москва и Московская область работы вообще приостанавливали.
Также, по мнению министра, неплохие результаты даёт программа «Стимул». В 2019 году в ней участвовали 42 региона, в которых строили 136 объектов дорожного и социального назначения. Объём финансирования составил 22,4 млрд рублей. В 2020-м к программе присоединился уже 51 субъект РФ, в котором строят 170 объектов, а финансирование выросло до 27,8 млрд рублей. Владимир Якушев напомнил, что теперь с помощью этой программы можно финансировать и строительство инженерии. Наличие инженерно-подготовленных территорий должно способствовать их скорейшему вовлечению в оборот для жилищного строительства. В дальнейшем программа будет формироваться на три года вперёд, что позволит строить более долговременные планы.
Ипотека рулит
Рассуждал г-н Якушев и об антикризисных мерах. Например, на компенсации банкам, выдающим застройщикам льготные кредиты, предусмотрено 12 млрд рублей. Это должно помочь девелоперам, которые по совокупности возводят 4 млн кв.м жилья. Фонд защиты прав дольщиков также дополнительно получил 30 млрд рублей на решение проблем обманутых граждан. Сейчас в 72 регионах таковых насчитывается 178 500 человек, а проблемными считаются 3107 домов площадью 18,5 млн кв.м. Кроме того, федеральный бюджет готов потратить 50 млрд рублей на выкуп квартир у застройщиков. Кстати, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила проверить эффективность расходования этих средств Фондом и госкомпанией «ДОМ.РФ», а также необходимость докапитализации принадлежащего корпорации банка: «Мы что – не доверяем главам регионов? Может быть, они, лучше зная ситуацию в своих субъектах, могут эффективнее распорядиться средствами».
Но самой действенной мерой министр считает субсидирование ипотечных ставок до 6,5% годовых. По этой программе уже принято 170 000 заявок; одобрены 82%. Этот процент Владимир Якушев считает очень высоким, с чем не все согласны. По оценкам министра, субсидирование ипотеки привлечёт в жилищное строительство 740 млрд рублей.
Что касается расселения аварийного жилья, здесь страна идёт с опережением графика – 29 регионов уже выполнили целевой показатель 2020-го. Но в прошлом году и планы были скромные – программа только разгонялась. В этом предстоит расселить уже 1 млн кв.м, но министр уверен, что будет в полтора раза больше.
Всего же в 2020 году на расселение аварийного жилья федеральный бюджет потратит 35,42 млрд рублей, на программу формирования комфортной городской среды – 43,6 млрд рублей, а на нацпроект «Жильё» – 29 млрд.
Цифры смущают
Однако Счётная палата недовольна результатами. Так, общий бюджет нацпроекта «Жильё и городская среда» исполнен только на 36,6%. По непригодному для проживания фонду исполнение составило 100%, однако федеральный проект «Жильё» в деньгах выполнен только на 13%, а проект по комфортной городской среде лишь на 4%.
Контролёры СП видят возможные проблемы и с осуществлением планов по вводу жилья из-за снижения спроса, который падает вслед за доходами населения, увеличения стоимости строительства при уменьшении объёмов ввода и реализации, а также из-за роста числа проблемных объектов.
Сенатор от Томской области Владимир Кравченко рассуждал о необходимости урегулировать норматив стоимости жилья, применяемый в программах. Для региона он составляет 43 000 рублей за 1 кв.м, а рыночная цена – 53 000. «Разница ложится на региональный бюджет. Кроме того, в субъекты РФ надо передать ряд полномочий по ценообразованию в строительстве. Из-за заниженных показателей подрядчики отказываются от бюджетных объектов или вынуждены работать на грани рентабельности, не имея возможностей для развития».
По словам сенатора от Свердловской области Аркадия Чернецкого, есть и проблемы с неравномерным распределением средств программ по годам: «С расселением аварийного жилья пока справляемся. Но на первые годы на неё выделяют по 35 млрд рублей, а в последующие – более 100 млрд. Однако новые дома для расселения аварийных завтра не появятся – их строительство надо финансировать уже сейчас, а для этого перебросить дополнительно минимум 55 млрд на 2021 год».
Представитель Счётной палаты Светлана Орлова подтвердила, что есть существенная разница между установленной Минстроем ценой и реальностью. Например, на Сахалине норматив составляет 55% от рынка, в Крыму – 61%, в Нижегородской области – 67%, а на Алтае – 71%. То есть регионы должны купить определённый объём жилья, например, для расселения аварийного фонда. Но из-за разницы в подсчётах получают недостаточно средств. По этой же методике рассчитывается размер социальных выплат гражданам на приобретение жилья, предоставляемых из федерального бюджета.
Минстрой работал над изменением методики давно. Последняя версия, предложенная пару месяцев назад, в принципе должна решить проблему. Формула простая – среднюю стоимость «квадрата» на первичном рынке складывают со средней стоимостью на «вторичке» и эту сумму делят на два. «Очень долго согласовывали такую методику. Отрабатывали с каждым регионом и проверили её работоспособность во всех субъектах РФ. Везде «попали в рынок». Документы уже отправлены в Минфин и Минэкономразвития. Но когда мы дадим возможность увеличивать стоимостную планку, показатель, например, нацпроекта по расселению аварийного фонда может «поплыть». Мы должны скоординировать эти вопросы. Пока мы идём с перевыполнением плана, и если дополнительных серьёзных средств из бюджета не потребуется, то введём новую методику. Но в нынешней ситуации дополнительные затраты – это крайне сложный вопрос», – констатирует г-н Якушев.
В общем, замкнутый круг – регионам не хватает выделенных денег, чтобы купить или построить нужный объём жилья. А корректировать показатели нацпроектов чиновники не торопятся. По словам Владимира Якушева, сначала надо оценить, как работают уже введённые и предлагаемые меры поддержки, а также утвердить национальный план развития: «Потом будем вести дискуссию с каждым субъектом РФ, что ему по силам и что мешает».
По словам г-на Якушева, в Правительстве РФ всё ещё обсуждается программа развития ИЖС, в которой будет и возможность бюджетных вложений в развитие инженерной инфраструктуры. Хотя Минфин не готов напрямую выделять на это деньги, некий механизм обещают. Работают чиновник и над кредитным продуктом. Обычная ипотека здесь не подходит, но обещан некий механизм, чтобы гражданин мог взять заём на понятных и посильных условиях. А вот поэтапного раскрытия эскроу-счетов пока ждать не приходится. Хотя Минстрой подготовил поправки в 214-ФЗ, позволяющие застройщикам получать с таких счетов средства не после регистрации прав на построенные квартиры, а после ввода дома в эксплуатацию.