25 апреля, 07:19

Экспериментальный особняк Ф.К. Сан-Галли

17 июля 2020 в 09:00

Знаменитые памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания – под неожиданным углом зрения. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».

Название: особняк Ф.К. Сан-Галли 
Адрес: Лиговский пр., 62
Архитектор: Карл Карлович Рахау 
Годы постройки: 1869–1870 

Keine Hast, ohne Rast! Этот девиз был начертан на стене конторы одного из самых успешных промышленников второй половины XIX века – Франца Сан-Галли. В переводе с немецкого девиз звучит примерно так: «без спешки и без отдыха». Хотя карьеру Сан-Галли сложно назвать неспешной. Скорее стремительной. Он открыл маленькую мастерскую в 28 лет, заняв 1000 рублей у знакомого. А через девять лет уже владел фабрикой на 1000 рабочих и стал известен как изобретатель радиатора отопления.

И как всякий уважающий себя изобретатель, все эксперименты Франц Карлович проводил в своих мастерских и собственном доме.

Сан-Галли владел сразу несколькими зданиями на Лиговском проспекте, а точнее – целым кварталом. Здесь находился завод, а также контора. Здесь же в 1869 году началось строительство особняка, который от заводского корпуса отделял лишь крошечный двор. Архитектором выступил Карл Рахау, преподаватель Императорской академии художеств, который после этого проекта был удостоен звания профессора.

Особняк получился небольшой, но изысканный. По мотивам ренессанса и флорентийской архитектуры. Два этажа на высоких подвалах с зимним садом и конюшнями. Дом прославился на весь Петербург своими интерьерами: кабинетом в мавританском стиле, цинковыми драконами на водосточных трубах, стеклянными картинами по сказкам братьев Гримм и прозрачной башенкой на крыше, откуда владелец наблюдал за территорией завода.

Но по-настоящему потрясает то, что было скрыто за дорогими безделушками. Особняк был передовым инженерным сооружением. Создаётся впечатление, что свои задумки, находки и технологии Франц Сан-Галли изначально испытывал на себе и домочадцах. Это становится понятно, если полистать строительные издания того времени. А если их внимательно почитать, то кажется, что речь идёт не о XIX веке, а о современном высокотехнологичном здании.

1 из 2

Начнём с того, что все металлические конструкции в доме – от балконов до вентиляционных труб – были изготовлены на собственном механическом заводе.

Отопление всех помещений, включая зимний сад, было водяное низкого давления. Оно осуществлялось из центрального водогрейного котла через чугунные и железные трубы, которые вели к батареям. После «испытаний» системы в своём особняке Сан-Галли получил контракты на устройство «нового водяного отопления» в больнице принца Ольденбургского, Елизаветинской больнице, Николаевском институте и Доме призрения Тименкова.

Вентиляция в доме была механической с нагнетанием свежего чистого воздуха прямо из зимнего сада, с удалением загрязнённого воздуха и системой увлажнения. При этом вытягивание испорченного воздуха происходило таким образом, словно было запрограммировано. В дневное время забор воздуха производился в общих комнатах и залах, а также в ватерклозетах и подсобных помещениях, а по ночам – только в спальнях. К тому же во время приёмов и балов, когда дом наполнялся многочисленными гостями, в залах и столовой над люстрами открывались особо сильные вытяжки для обмена воздуха.

Зимний сад представлял из себя пристроенный, полностью остеклённый флигель на металлическом каркасе. За счёт отопления и специальных двойных рам температура не опускалась здесь ниже 18 градусов даже зимой, а снег не примерзал к стеклу. Вскоре подобные металлоконструкции, или «железные просветы», появились на крыше Училища технического рисования барона Штиглица, над Российско-американской резиновой мануфактурой и в здании Зингера.

Водопровод в особняке Сан-Галли вёл не только во все необходимые помещения: кухню, уборные и ванные комнаты, – но даже в каждую поилку для лошадей в конюшне и к каждой лохани в прачечной. После чего такую систему водоснабжения начали активно заказывать владельцы новой бытовой отрасли – общественных бань.  

В этом доме удивляет каждая инженерная деталь. Будь то огромная плита в кухне с пекарней, котлетной духовкой, водогреем и механическим вертелом. Или прачечная, оборудованная усиленной вентиляцией, центробежной выжимной машиной, сушильным шкафом с выдвижными вешалками, катком и специальной печью для глажки. Вентиляцией здесь была оборудована даже конюшня.

Современники Франца Сан-Галли пытались оценить стоимость его особняка, но цифра выходила приблизительная. Около 300 тысяч рублей. Всё дело в том, что этот дом строился совсем без сметы. Потому что был самым настоящим экспериментом.  

Автор колонки: Пётр КУЗНЕЦОВдиректор компании «Конфидент»