Жизнь без излишеств?
Петербургские бутики пока не сдаются под натиском кризиса. Конечно, об увеличении выручки речь не идет, но сегмент luxury в целом сохраняет свои позиции. Изредка в городе открываются дорогие магазины еще не представленных в Северной столице марок, а уже имеющиеся пока не сворачивают бизнес.
В начале февраля один из крупнейших российских luxury-ритейлоров Mercury (владеет ЦУМ в Москве и ДЛТ в Петербурге) объявил о снижении цен во всех своих магазинах: стоимость одежды, обуви и аксессуаров разных брендов в среднем уменьшилась на 10–25% (больше всего — у Dolce & Gabbana). Так продавцы премиальных товаров надеются привлечь ту категорию россиян, которым стало не по карману летать на шопинг в Милан и Париж. Специальные программы разрабатываются для туристов из Китая. Например, в ДЛТ доля китайцев уже достигла 17% в структуре покупателей.
По оценкам Y-Consulting, в 2015 году продажи предметов роскоши увеличились в рублях на 9,6%, при этом сократившись примерно на 11% в натуральном выражении. Снижение спроса оценивается в 32%. За прошлый год в России закрылось свыше четверти мультибрендовых бутиков, которые позиционируют себя в люксовом и премиальном сегментах. Среди оставшихся лидируют итальянцы с брендами Max Mara, Dolce & Gabbana, Valentino и Moschino. На втором месте — французы: Cartier, Christian Dior и Louis Vuitton.
В Петербурге представлены около 60 известных в Европе марок (по данным JLL). Ведущим мультибрендовым магазином остается Mercury (универмаг ДЛТ), среди сетей лидируют Babochka и Bosco Di Ciliegi. Премиальный стрит-ритейл практически не развивается, однако многие операторы сохранили за собой наиболее ликвидные помещения.
География богатстваПосле того как в мае 2011-го на Большой Конюшенной завершилось благоустройство, эта улица пытается стать бутиковой. В частности, там представлены магазины Louis Vuitton, Prada, Dior. Респектабельные бренды и галереи дизайна, как правило, снимают площади поближе к ДЛТ, начиная с Волынского переулка. Цены на встройки по четной стороне (первые дома) приближаются к уровню Невского проспекта.
Главная торговая магистраль города тоже сохраняет некий налет роскоши: люксовый ритейл преимущественно сосредоточен на отрезке от ст.м. «Площадь Восстания» до станции «Площадь Александра Невского», где имеется магазин Babochka, а также представлены Chanel, Fendi, Agent Provocateur и другие.
В начале года французский бренд женского белья ERES арендовал 76 кв.м на Невском пр., 154 под свой первый бутик в Петербурге. Среди других недавних премьер можно отметить флагманский магазин «ЭПЛ. Якутские бриллианты», который снял 75 кв.м на Садовой улице, в здании, где расположен отель Majestic. Продажи драгоценностей, по словам ювелиров, в последние годы даже подросли за счет тех, кто склонен рассматривать «камешки» как предмет инвестиций.
Валютные кормильцыСохраняется спрос и на представительские офисы. Однако этот сегмент весьма ограничен, отмечают в «БестЪ. Коммерческая недвижимость», и помещений с готовой отделкой на рынке крайне мало. Кроме того, уменьшился размер запрашиваемых площадей — на сегодня это не более 200 кв.м.
Доля вакансий в престижных бизнес-центрах незначительна, подтверждают в Knight Frank Saint Petersburg. Если офисы с качественной отделкой и достойным дизайном освобождаются, они сдаются гораздо быстрее остальных. Причем зачастую без дисконта.
На гостиничном рынке подрос интерес к люксовым отелям, загрузка которых в прошлом году выросла на 25% по сравнению с 2014-м. При этом рублевые тарифы поднялись в среднем на 17% — до 13 700 рублей. Как и в Москве, дорогие объекты в Петербурге поддержали зарубежные туристы, которые привозят в Россию валюту и сейчас имеют возможность выбирать более респектабельные варианты. В ближайшие два года в Петербурге ожидается запуск двух роскошных отелей — Lotte Plaza (на 85 номеров) в переулке Антоненко и Jumeirah (на 76 номеров) на Малой Морской улице. Турецкая сеть Elite World Hotels планирует возвести в городе две премиальные гостиницы. В конце прошлого года она уже получила разрешение на строительство одной из них, которая расположится на площади Конституции (повлияют ли на этот проект введенные против Турции санкции, пока не ясно).
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Анна Лапченко, руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге:
– Ситуация в дорогом сегменте неоднородная. Обороты снижаются у тех компаний, которые придерживаются жесткой ценовой стратегии. Хотя, по нашей информации, никто из люксовых брендов город не покинул. При этом открылись магазины марок Jil Sander и ERES (бренд нижнего белья, принадлежащий дому Chanel). Спрос в нише luxury всегда был довольно узким. Подобные бутики размещают только на определенных улицах, с соответствующим имиджем, а их у нас в городе немного: Большая Конюшенная, Невский и отчасти Большой проспект П.С.
Сейчас ритейлоры дольше и пристальнее изучают рынок и каждое конкретное помещение.
Юрий Борисов, управляющий партнер холдинга «АйБи ГРУПП»:
– Luxury-сегмент представлен в Mercury, «Гранд-паласе», а также в мультибрендовых магазинах Bosco и Babochka. Торговый коридор, где супербренды стараются встать поближе друг к другу, — это Большая Конюшенная. Пока вроде все на местах. Слоган «миланские цены» не вполне соответствует действительности, но, думаю, лояльные покупатели на него даже не обращают внимания. Зато многие заметили на этих витринах надписи на китайском языке. Туристы из Китая уже спасли продажи 2015-го, и продавцы надеются на такой же результат в 2016-м, нанимая консультантов, говорящих по-китайски. Luxury-сегмент, как известно, не терпит компромиссов, поэтому либо он есть, либо его нет.
Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar:
– Дорогой сегмент сам по себе неоднороден. Объекты luxury и суперпремиум удерживают постоянных клиентов. Однако покупатели, которые ориентируются на бренды попроще, более чувствительны к экономическим изменениям. Поэтому многие марки вынуждены сокращать операционные расходы, например, переезжать на более компактные площади с более скромными ставками аренды. Место закрытых бутиков в центре города, как правило, занимают магазины эконом-класса.
Константин Филатов, региональный директор ЦФО ювелирной сети «ЭПЛ. Якутские бриллианты»:
– Не могу сказать, что сектор luxury сильно лихорадит. Нынешняя ситуация нас не пугает. Хотя мы стали более критично относиться к ассортименту. Ликвидность моделей вышла на первый план, сток обновляется раз в две недели, а полная замена ассортимента происходит менее чем за год. В Петербурге у нас два бутика в помещениях стрит-ритейла — более чем достаточно для этого формата. Сейчас рассматриваем перспективные торговые центры. Насколько я знаю, основные бренды остаются в городе, закрываются лишь небольшие магазины. Не исключаю, что в Петербург придут крупные международные марки, такие как «Тиффани», «Шопард», «Графф».
Игорь Темнышев, директор департамента офисной недвижимости Colliers International в Санкт-Петербурге:
– В Петербурге есть бизнес-центры, которые позиционируются в классе А+ и выделяются уникальной локацией, высоким качеством, неординарными архитектурными решениями. В их числе — деловые комплексы «Синоп», «Лукойл», «Тринити Плейс», «Дом Зингера», Eightedges, Quattro Corti. Эксклюзивную дорогую отделку арендаторы в подавляющем большинстве случаев выполняют самостоятельно. У крупных холдинговых компаний офисное пространство может делиться на разные зоны в зависимости от уровня менеджмента. Например, помещения, предназначенные для первых лиц компании, отличаются большей площадью, особой конфигурацией и дорогой отделкой с натуральными материалами. Для высшего руководства могут быть выделены зоны отдыха, санузлы и специализированные конференц-залы. Но сейчас, когда многие компании сокращают затраты, о дорогой отделке приходится слышать все реже.
Юлия Ружицкая, региональный директор по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Северо-Западе:
– Спрос на коммерческие помещения в строящихся домах, где можно обустроить магазины, торгующие предметами роскоши, значительно снизился. Кроме того, сокращаются и площади самих бутиков. Тем не менее в нашем комплексе «Русский Дом» предусмотрена целая галерея статусных магазинов.
Игорь Оноков, гендиректор девелоперской компании «Леонтьевский Мыс»:
– Кризис серьезно пошатнул позиции многих люксовых брендов. Это касается практически всех сегментов: от одежды до товаров и услуг. Часть магазинов закрылась, стало меньше зарубежных филиалов и представительств компаний. Некоторые уменьшили ассортимент. У кого-то новая коллекция пришла не в полном объеме. Называть бренды не буду, не хотелось бы кого-то обидеть.
Радует, что волна безудержного роста доллара к рублю закончилась, резких колебаний курсов, скорее всего, не предвидится. Однако поведение потенциальных покупателей сильно изменилось. Мыслить они стали в валюте.