НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 13:26

Покупатели готовы потесниться

Средняя площадь жилья, которым торгуют в пригородной зоне Петербурга, сократилась за последние два года с 47 до 43 кв.м, подсчитали аналитики. Покупатели все чаще стараются снизить сумму сделки, соглашаясь на более тесное жилище.

Мы спросили застройщиков и риэлторов, как изменилась за два кризисных года средняя площадь продаваемой квартиры. Какому числу комнат соответствует этот метраж в их проектах? Меняются ли в связи с этим квартирография и планировки новостроек?

Сергей Галалу, генеральный директор агентства недвижимости «Итака»:

– Наши аналитические исследования говорят о том, что значительных изменений в среднем метраже квартир, приобретаемых в Петербурге и области, нет. В то же время  можно говорить о снижении среднего бюджета покупки. В первом квартале 2016 года покупатели стали тратить на приобретение жилья на 10% меньше, чем год назад. Сумма покупки снижается, как правило, за счет выбора жилых комплексов в более доступных локациях или корпусов с более поздними сроками сдачи. В структуре спроса максимально востребованными остаются однокомнатные квартиры. Их выбирают почти 60% покупателей.

Петр Буслов, руководитель аналитического центра компании «Главстрой-СПб»:

– У нас средняя площадь продаваемой недвижимости за последние шесть лет снизилась с 55 до 45 кв.м. Сейчас она сдвигается к 42 кв.м, но до 35 «квадратов» вряд ли опустится. Можно спроектировать студию площадью 17 кв.м, «двушку» на 30 метрах, но в них жить будет невозможно. Люди все-таки не готовы вернуться в «хрущевки».
Это значит, что рынок бодро движется к пределу, ниже которого опускаться нельзя. Делать дома из одних студий и «единичек» нет смысла, потому что спрос на них тоже ограничен. Человек с семьей в студию не поедет, предпочтет купить жилье подальше за городом, но полноценное. Или подождать и накопить. Рынок перенасыщен студиями, и цена на них снижается. Или они просто не продаются.

Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:

– За прошлый год средняя площадь проданных квартир в нашей компании, наоборот, увеличилась по сравнению с 2014-м. Она стала на два метра больше — 48 кв.м. В наших проектах такой размер примерно соответствует верхней границе однокомнатной квартиры.
Конечно, это не очень существенное увеличение. Мы связываем его, скорее, с изменениями в структуре предложения. Дело в том, что мы никогда не стремились проектировать много малогабаритных студий, чтобы не ухудшать качество жизни в наших жилых комплексах. А в 2015 году мы зафиксировали повышение интереса покупателей к семейному жилью, особенно к двухкомнатным квартирам.
Для каждого жилого комплекса мы выбираем квартирографию, ориентируясь на портрет потенциального покупателя. Безусловно, мы корректируем ее в следующих корпусах, если нам подсказывает это динамика продаж в первых очередях проекта.

Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»:

– Средняя площадь квартир в наших проектах составляет 45–50 кв.м. Если говорить о студиях, то их средний метраж — 30 кв.м, для «единичек» — это 35 кв.м, для «двушек» — 55 кв.м, «трешек» — 90 кв.м. Студий в наших домах не более 10%, в пятой очереди их нет вообще.
Мы видим общую тенденцию к уменьшению метражей. И знаем застройщиков, чьи дома на 90% состоят из студий и малометражных однокомнатных. Но мы не уменьшаем площади. «Новый Оккервиль» — новостройка для семей с детьми, это комфорт-класс. Основной продукт нашей компании — просторные «двушки» с рациональным распределением площади. В строящихся домах мы делаем в среднем по четыре — шесть квартир на этаже, добиваясь комфортной социальной среды.

Анастасия Принцева, руководитель PR-направления компании Setl City:

– Средняя площадь самых востребованных квартир в объектах Setl City в 2014 году составляла 34,5 кв.м, в 2016-м — 34,94 кв.м.

Станислав Жигунов, руководитель отдела маркетинга и рекламы ГК «ЦДС»:

– Традиционно мы закладываем в квартирографию самые разнообразные варианты, относящиеся к масс-маркету. Мы используем технологию кирпично-монолитного домостроения, которая позволяет делать жилье совершенно свободной конфигурации. Большинство квартир — небольшого метража и удобной планировки.

Виталий Виноградов, директор по маркетингу и продажам «Лидер Групп» в Петербурге:

– Если два года назад средняя площадь наиболее востребованной квартиры в ГК «Лидер Групп» составляла 30–35 кв.м, то сегодня она варьируется в пределах 40–45 кв.м. Изменились предпочтения покупателей и структура спроса.
До кризиса, в 2013 году, на ранних стадиях строительства в первую очередь расходились студии и небольшие однокомнатные размером 30–33 кв.м. И это неудивительно, ведь доля инвестиционных покупок тогда доходила до 30%.

Сегодня инвесторы практически ушли с рынка, а в структуре спроса стали преобладать более просторные квартиры для жизни, а не для сдачи в аренду. Если студии и востребованы, то это не «вагончики» в 20 кв.м, а широкие, правильной формы, площадью 25–28 кв.м, с распашной дверью на большую лоджию, двумя стояками коммуникаций и т. п. В ЖК «Территория» мы заложили именно такие. У нас есть и нехарактерные для сегмента «масс-маркет» «двушки» с глубокими угловыми лоджиями по 10 кв.м, которые можно переоборудовать под зимний сад или создать там дополнительное жилое пространство.

Пока у нас нет необходимости менять квартирографию и планировки: они разнообразны, соответствуют моменту и потребностям покупателей. Например, в ЖК «Три кита» мы заложили около 100 планировочных решений.

Дмитрий Ефремов, руководитель отдела развития ГК Normann:

– Если говорить про объекты с высокой степенью готовности, которые сдаются в этом году, средняя площадь квартир составляет там 40–45 кв.м. В новых проектах в ближайших пригородах, которые мы только закладываем или вывели на рынок недавно (ЖК «Яркий», ЖК «Морошкино»), средний размер квартир — 30–35 кв.м. Там другая квартирография, в основном — студии и «единички». И небольшой процент двухкомнатных квартир.

Елена Тарабукина, начальник отдела ипотечного кредитования ГК «КВС»:

– Точной статистики не приведу. Но в нашем жилом комплексе «Ясно. Янино» студии были распроданы на ура. В «Новом Сертолово» большим спросом пользуются двухкомнатные и трехкомнатные квартиры, в меньшей степени — однокомнатные. Средняя площадь «двушки» составляет у нас 60–66 кв.м. В ЖК «Линкор», который ГК «КВС» построила на территории «Балтийской жемчужины», к настоящему моменту не проданы большие и относительно дорогие двух- и трехкомнатные варианты.

Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development:

– Склонность покупателя приобретать в трудные времена более компактное жилье, уменьшая тем самым чек покупки, проявится в ближайшее время. И тем, кто затевает новые проекты, лучше уменьшать площади квартир. Скажем, делать однокомнатные не по 42, а по 36 кв.м, «двушки» — не по 70, а по 55–60 кв.м. Тогда жилье быстрее продастся. Компаниям с крупными проектами есть смысл пересмотреть квартирографию и планировки в еще не начатых очередях. Думаю, мы скоро увидим такую тенденцию. Но мы пока благополучно продаем то, что было спроектировано два-три года назад. В комфорт-классе довольно равномерно раскупают и однокомнатные квартиры, и «двушки», и «трешки». Снижения спроса на просторные варианты мы не почувствовали.