Скромнее, но комфортнее
Мы расспросили застройщиков о том, какие планировки востребованы сегодня покупателями новостроек, и каких новинок ожидать в будущем.
Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– В долгосрочной перспективе комфортность жилья, его общий метраж, площадь кухонь, служебных зон, прихожих, санузлов будет расти. Но с каждым кризисом приходит всплеск интереса к квартирам-маломеркам, что отбрасывает рынок назад: бюджеты ограничены, риски по кредитам увеличиваются, люди боятся потерять работу. Но тяжелые времена отступают, а стремление к комфорту остается. Нередко молодая семья без детей, обладающая суммой для приобретения однокомнатной квартиры, покупает двухкомнатную с привлечением кредита. Люди понимают, что два переезда — это один пожар, и хотят решать проблемы в длительной перспективе.
Спрос хорошо реагирует на новации в плане евроквартир c просторной кухонно-столовой зоной. Такое помещение можно использовать как столовую, комнату отдыха или же зонировать пространство, отделив часть под игровую для ребенка. При этом есть и полноценная обособленная спальня. Основная покупательская аудитория — молодые люди.
Иногородние граждане предпочитают просторные квартиры: высокие потолки, удобные кухни, большие прихожие (двухкомнатная квартира — от 60 метров, а трехкомнатная — от 80). Эти люди решительны, не боятся вызовов и ютиться в маленькой квартире не станут. Если бюджет ограничен, они, скорее, возьмут квартиру в более низком классе, чем меньшего метража.
214-ФЗ повлиял на наличие квартир со свободными планировками. Все графические материалы (в том числе поэтажные планы квартир) подаются на госрегистрацию. Переделывать трехкомнатную квартиру в «двушку» покупателю придется уже после оформления собственности. Иначе потребуется вносить изменения в проект, публиковать изменения в проектной декларации и т. д. — администрировать подобные изменения в масс-маркете просто нереально.
В последнее время продвигаются так называемые скандинавские планировки, когда внутри квартиры есть «ядро» в виде обычного санузла, вокруг которого формируется практически сквозной проход. Некоторые покупатели с интересом реагируют на такое предложение, от других мы слышим, что это «жизнь вокруг горшка». Вкусы у людей разные, многое зависит от бюджета семьи, поэтому предложения — самые широкие. Есть традиционные планировочные решения, которые тоже востребованы: большинство наших покупателей хочет спать в спальне, обедать в столовой, работать в кабинете, гостей принимать в гостиной.
Говоря о модных решениях, упомяну существенно увеличившуюся площадь остекления. В моду вошли панорамные окна и окна с заниженным подоконником. Даже в квартире с невысокими потолками это дает новый взгляд на комнату.
Отмечу, что 15 лет назад жилье классифицировалось как квартиры «с кухней до 8 кв.м» и «с кухней свыше 8 кв.м», то есть это был рубеж менее и более комфортного жилья. Теперь кухни даже в «единичках» малой площади начинаются с 9 кв.м.
Вера Сережина, директор управления стратегического маркетинга и исследований рынка холдинга RBI:
– Сегодняшняя тенденция — повышенное внимание покупателей к планировочным решениям. Клиенты, приобретающие уже не первую квартиру, больше не хотят заниматься перепланировками. Главное требование — рациональное зонирование пространства. Как следствие, растет спрос на просторные квартиры для семей с тремя-четырьмя детьми — с большим количеством спален, несколькими санузлами, с удобным пространством для общения всей семьи (обычно это кухня-гостиная). Другие актуальные тренды: просторная ванная комната, наличие гардеробной и других подсобных помещений (например, для стирки и сушки белья). Если в спальне не нужны громоздкие шкафы, а вся одежда удобно расположена в гардеробной, то комната может быть и небольшого размера, это никого не смутит.
Европланировки (в первую очередь «евродвушки») часто актуальны, если квартиру приобретают для детей, студентов 18–25 лет, в том числе приезжих. Им важна просторная кухня-гостиная, чтобы принимать гостей, а спальня опять же может быть и небольшой.
Среди дополнительных опций в сегменте «комфорт» особое место занимают террасы. Эта опция идет из бизнес-сегмента и пока, скорее, исключение из правил, но тем она интереснее. Например, у «Северного города» единичные варианты с террасами есть в «Доме на набережной» и в Time у Московского проспекта.
Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК «ЦДС»:
– Европланировки постепенно набирают популярность, но их доля в новостройках пока невелика. В связи с этим сложно сказать, является ли такой интерес трендом.
Наша компания на протяжении 17 лет работает над совершенствованием эффективных планировок. Они могут быть как классическими, так и евроформата. Эффективна та планировка, при которой каждое помещение можно использовать максимально функционально, где нет «пустых» квадратных метров. Когда бюджет покупки ограничен, граждане ориентированы на приобретение, скорее, небольшой и функциональной двухкомнатной квартиры, нежели просторной однокомнатной.
Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»:
– В нашем сегменте комфорт-класса классические планировки составляют примерно 90%. Покупатели хотят удобную квартиру с комнатами и кухней правильных пропорций, приближенных к квадрату или не вытянутому прямоугольнику. Такие помещения удобны для расстановки мебели и организации жилого пространства. Как правило, обычные люди (если они не относятся к творческим личностям) не готовы ломать голову над тем, как обыграть острый угол в комнате или скругленную стену.
Европланировки встречаются, но массового распространения не получили. Наши граждане покупают квартиру с прицелом на будущее, с расчетом на то, что может увеличиться семья, могут приехать гости. Поэтому ищут планировки с изолированными комнатами, пусть и небольшими.
Есть тенденция к сокращению общей площади квартир и увеличению функциональности за счет перераспределения метража полезной и вспомогательной площади. Например, растет площадь комнат и кухонь за счет сокращения коридоров и санузлов.
Ирина Онищенко, директор по продажам ГК «Эталон»:
– Наша компания всегда радовала покупателей квартирами с удобными и продуманными планировками, которые позволяют рационально использовать пространство и не вызывают вопросов при меблировке.
Чем шире линейка предложения у фирмы, тем большему числу покупателей она сможет предложить квартиру мечты. В наших жилых комплексах есть и компактные, эргономичные студии, и просторные — свыше 40 кв.м. Есть квартиры с огромными лоджиями, тянущимися вдоль комнат и кухни, а в ЖК «Самоцветы» на Васильевском острове в одном из готовых корпусов есть даже двухэтажная квартира с четырьмя террасами.
Николай Урусов, исполнительный директор СК «Красная стрела»:
– Если говорить про новостройки эконом- и комфорт-класса, то здесь по-прежнему спросом пользуются классические планировки. Покупатели ценят большие кухни-гостиные и отдельные спальни правильной формы, раздельный санузел и вместительный балкон. В идеале — еще и гардеробная.
Доля европланировок на рынке невелика: большинство застройщиков если и предлагают такие, то лишь для того, чтобы у клиентов был выбор. На мой взгляд, покупатели, скорее, ориентированы на полноценную двухкомнатную квартиру, нежели на «евродвушку», в которой, по факту, только одна спальня.
Для граждан важны три показателя: стоимость квартиры, локация и площадь. То есть они просто ищут оптимальное соотношение «низкая цена — приемлемое качество». При ограниченном бюджете их не интересуют необычные планировочные решения, многие из которых просто неудобны для жизни. Например, двухуровневые квартиры плохо приспособлены для семей с маленькими детьми или домашними животными. Кровати на антресолях имеют тот же недостаток. Единственное из новинок последних лет, что постепенно внедряется в проектах комфорт-класса, — это панорамные окна. На севере, где мало солнечных дней, такое решение позволяет увеличить освещенность помещения.
К неудачным планировкам я могу отнести супермаленькие спальни — 7–9 кв.м. Такие помещения больше похожи на гардеробные, чем на место для сна, пусть даже и для ребенка. В них мало пространства и воздуха, сложно расставить мебель. То же относится и к студиям площадью 20–22 кв.м.
Дмитрий Крутов, руководитель аналитического центра ГК «Доверие»:
– Основной тренд — оптимизация площадей, которая в разных сегментах происходит по-разному. Масс-маркет более склонен к классическим планировкам и «отсечению» лишних метров. Доля европланировок не превышает 30%. Однако в более высоких сегментах они востребованнее: клиенты готовы тратить чуть больше, но получить больше комфорта.
Наступает «эпоха покупателя», и меняться будут не только планировки, но и наполнение проектов. Минимальные требования к проектам даже в эконом-классе заметно увеличатся. Планировочные решения будут формироваться под конкретный запрос клиента. Это могут быть дополнительные помещения, которые обустраиваются с учетом потребностей покупателя. Или же квартиры-трансформеры, где отдельные зоны можно перемещать. Из более простых решений — некоторые застройщики оставляют возможность для объединения отдельных помещений или смежных квартир. Есть интерес и к свободным планировкам, однако массовому покупателю гораздо легче действовать в рамках предложенных девелопером решений.
У покупателей сформировался определенный перечень требований. В частности, наличие балкона — сегодня фактически musthave. Растет интерес к увеличенным лоджиям, которые могут соединять несколько помещений. Застройщики чаще применяют панорамное остекление или как минимум ставят увеличенные окна. Нестандартный и востребованный вариант — это кухни-ниши, соединенные со столовой зоной. Такой формат часто можно встретить в проектах застройщиков с иностранными корнями.
Однако, на мой взгляд, один из наиболее интересных трендов — это формирование планировочных решений с учетом логистики перемещения жильцов. В частности, уменьшаются малофункциональные зоны — сегодня редко встретишь длинные и узкие коридоры. Санузлы стараются располагать ближе к спальням, а не к прихожей или кухне.
Откровенно неудачные планировочные решения сейчас встречаются нечасто. Однако отдельные промахи могут сказаться на активности продаж. К примеру, интересный объект на севере города потерял часть потенциальных покупателей из-за балконов чуть больше квадратного метра. Иногда в не самых подходящих местах появляются вентиляционные шахты или колонны.
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:
– В секторе недорогого жилья главное — число комнат, а площадь на втором месте. Квартира размером 70 кв.м будет более востребована в варианте с тремя отдельными комнатами. Клиенты, ориентированные на бюджетную покупку, приобретают минимально возможную площадь исходя из численности семьи. Эта площадь должна быть разделена пусть на небольшие, но отдельные помещения, чтобы у каждого было свое пространство.
Рынок, в том числе и планировочные решения, должен меняться, развиваться. Среди недавних интересных решений — квартиры-студии с двумя окнами, которые позволяют зонировать помещение, делая его более удобным. Применяются, может, не новые, но забытые варианты, когда в туалете устанавливается небольшая раковина, чтобы ванной комнатой пользовались только хозяева.
Юлия Жалеева, руководитель отдела маркетинга и продаж ЖК «Триумф Парк»:
– На мой взгляд, классика и европланировки прекрасно сотрудничают и дополняют друг друга, но классика количественно опережает еврородственников. И скорее всего, такой тренд сохранится еще несколько лет. Наверное, должно полностью смениться поколение покупателей, чтобы их новый взгляд поменял рынок с точностью до наоборот.
Хотя сегодня покупатель притязателен во всем. Маркетологи и проектировщики ломают головы, чтобы сделать планировки более рациональными и удобными. В нашем проекте мы пристально рассматриваем каждый вариант. Смотрим, куда поставить балконную дверь, как расположены окна, двери, каковы формы прихожих, встроенных шкафов. Часто применяем нестандартные размеры окон (витражное остекление), увеличиваем размеры балконов.
Панорамное остекление и встроенные шкафы, они же — «тещины комнаты», разных форм и размеров уже прочно обосновались в проектах, которые идут в ногу со спросом. Но здесь чего-то однозначного не может быть, поскольку покупатели уникальны, у каждого свой взгляд на то, как должно выглядеть его идеальное жилье. Поэтому застройщики стараются предлагать разнообразные планировки, а не просто четыре типовых стояка, как это было в панельном домостроении.
Наталья Кукушкина, ведущий маркетолог компании «Петрополь»:
– Общая тенденция последних лет — уменьшение площадей. В домах эконом- и комфорт-класса, запроектированных в 2000-х, «единички» площадью 40–56 кв.м были в порядке вещей. Теперь на такой площади уместится полноценная «двушка» или «евродвушка». Компактная и востребованная однокомнатная квартира в новых проектах занимает всего 30–35 кв.м, причем в ней есть и раздельный санузел, и гардеробная.
Постоянное изменение планировочных решений и других потребительских характеристик неизбежно, так как отражает требования покупательского спроса. Другое дело, что из-за специфики проектирования и строительства эти изменения не так стремительны и заметны, как в других, более мобильных областях производства.
В сегодняшних реалиях экономической стагнации общая стоимость значит для покупателя больше, чем повышенная комфортность. На примере нашего проекта «Клены» видно, что наибольшим спросом пользуются малогабаритные однокомнатные квартиры размером около 34 кв.м, а не более просторные и удобные 44–46-метровые.
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»:
– В домах повышенной комфортности, например в комплексах бизнес-класса, предусматриваются дополнительные санузлы, большие кухни и отдельные гардеробные площадью 4–5 кв.м. Свободная планировка в сегменте «масс-маркет» и бизнес-классе уже выходит из моды. Застройщики стремятся показать покупателю варианты наполнения новой квартиры, а также выполнить чистовую отделку.
У Setl City представлен новый формат High flat — эксклюзивное жилье на последних этажах с высотой потолков 3 метра и панорамными окнами. Сегодня подобное предложение есть в двух комплексах: в «Полюстрово парк» и второй очереди «Невских парусов». Далее такое жилье появится в большинстве новых проектов.
По-прежнему весьма популярным планировочным решением является евроформат, который уже завоевал статус удобной и функциональной планировки.
Елизавета Яковлева, руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ»:
– Компания Navis Development Group в рамках формата «Европейские пригороды» предлагает двухуровневые квартиры, квартиры с террасой, садом, с ванной с окном. В ноябре в продажу вышли квартиры с каминами и эркерами. Клиенты все больше внимания обращают на нестандартные предложения. Многие считают квартиры «с изюминкой» более выгодными для инвестиций. Особенно если учесть, что двухуровневые квартиры можно было купить лишь в домах высокого сегмента, а сейчас они доступны по стоимости масс-маркета.
В компании Navis объем продаж квартир евроформата занимает лидирующие позиции. Продажи двухкомнатных квартир европланировок с просторной кухней-гостиной от 16 до 20 метров опережают на 50% число проданных «единичек» площадью 32 кв.м.