НАШ ЦИТАТНИК: «После 1 июля, если покупатель жилья не работает в IT и не может претендовать на семейную ипотеку, условия будут существенно отличаться. Не стоит рассчитывать на снижение цен на новостройки, на новые льготные программы, на низкую ключевую ставку...» Екатерина Немченко

4 мая, 15:47

«Со временем клиенты становятся твоими друзьями»

3 августа 2020 в 09:30

Даже в идеальный шторм можно найти островки спокойствия. Пандемия, конечно, напугала и тех, кто не привык отказывать себе ни в чём. Однако элитный сегмент рынка остаётся оплотом стабильности. О том, как состоятельные покупатели пережили новую напасть, что изменилось в их предпочтениях, стоит ли развивать проекты апартаментов и когда Тимати откроет свой фитнес-центр, рассказывает совладелец и генеральный директор ГК «Еврострой» Оксана Кравцова.

Оксана Кравцова
Кравцова Оксана Владимировна
совладелец и генеральный директор
ГК «ЕВРОСТРОЙ»

 Как изменились настроения и предпочтения ваших покупателей за период пандемии?

– Пандемия с ограничениями многих напугали не на шутку. Особенно остро это ощущалось в апреле, когда ситуация менялась по нескольку раз в день. Однако уже в мае и июне спрос на недвижимость, в том числе на элитные квартиры, выровнялся. Главное, чему многих научил «коронакризис», – необходимость опций, которые ранее считались необязательными. Теперь они становятся неотъемлемыми атрибутами любого объекта, независимо от класса жилья. Это общественные пространства, безопасные дворы без автомобилей; близость скверов или водоёмов, где можно избежать скопления людей; наличие качественных супермаркетов и ресторанов с функцией быстрой доставки продуктов и готовых блюд. В элитном сегменте больше стал востребован качественный сервис. В апреле и мае у нас резко увеличилось число обращений в службу сервиса в «Привилегии». Запросы касались уборки и санобработки квартир, организации безопасного трансфера, доставки еды и медикаментов.

 Некоторые ваши коллеги говорят, что потребителей бизнес-класса становится меньше, будет меняться и представление о престижном жилье. А что с элитой? Она тоже поредела?

– Элитного жилья действительно становится всё меньше. Как и у любой ниши рынка здесь есть предел. В каком-то смысле это к лучшему, истинная ценность такого жилья в его уникальности, его не может быть много. Иначе это уже не элита.

Для развития новых проектов необходимо соответствие строгим критериям. В первую очередь – это локация и виды. Такие участки в Петербурге в дефиците, на Крестовском острове их уже, например, не осталось.

В будущем будут доминировать проекты реконструкции и капитального ремонта. В городе много роскошных исторических зданий, которым просто необходимо подарить новую жизнь, и именно такие проекты будут востребованы.

 Будут ли снижаться цены на дорогое жильё?

– Тенденция говорит об обратном. При сокращении предложения каждая квартира становится ещё более уникальной, цены растут. Недвижимость в строящихся и готовых домах на Крестовском острове, где квадратный метр сейчас стоит 350 000–400 000 рублей, через год-полтора вполне может подорожать до 600 000–800 000 руб./кв.м.

 Вирус перевёл многих на «удалёнку». Будут ли застройщики учитывать этот факт в планировочных решениях общественных пространств?

– Конечно, предугадать события 2020 года никто бы не смог даже в самом смелом прогнозе. Но мы проектировали общественные пространства и продумывали логистику наших объектов задолго до наступления кризиса, и жизнь показала, насколько это был дальновидный шаг.

В «Привилегии» мы сделали всё, чтобы жителям не нужно было выходить на улицу без необходимости, комплекс полностью автономен. Салон красоты, бар с террасой, сигарная гостиная и переговорная, служба сервиса, выполняющая все бытовые поручения жителей, охраняемый паркинг с зоной спа для автомобиля. Супермаркет в доме с доставкой продуктов на дом. И во время самоизоляции я ежедневно получала отзывы от жильцов  о том, что в «Привилегии» нечего бояться, здесь чувствуешь себя по-настоящему защищённым.

Мы с семьёй живём в домах, построенных нашей компанией, поэтому сами погружены в их жизнь и функционал.

 Как была организована работа компании в период самоизоляции? Где и как часто проводите совещания?

– Совещания мы организовывали еженедельно через Zoom. С конца марта мы с мужем и детьми находились на самоизоляции в загородном доме и, соблюдая меры предосторожности, регулярно посещали стройплощадки, чтобы лично контролировать ход работ и соблюдение требований безопасности.

Сегодня большинство сотрудников трудятся в штатном режиме, соблюдая дистанцию и используя индивидуальные средства защиты.

 Из-за ограничений в этом году резко вырос спрос на загородные дома. Вы ощутили это в своём коттеджном посёлке «Туокса»?

– Да, самоизоляция и всплеск спроса на загородную недвижимость принесли плоды девелоперам. С начала весеннего сезона почти все дома и земельные участки, остававшиеся в продаже в составе нашего КП «Туокса» в Новом Токсово, были реализованы. Последние сделки должны быть закрыты в августе. Во время пандемии многие осознали, что собственный дом на охраняемой территории, находящийся в радиусе часа езды от города, – это не роскошь, а необходимость. И «Туокса» – именно такой проект: готовый дом из оцилиндрованного бревна с участком на закрытой территории в окружении озёр можно было купить по цене небольшой квартиры комфорт-класса.

 Интерес к загородным домам – устойчивый тренд или временное явление, вызванное пандемией? Собираетесь развивать новые загородные проекты?

– Нет, всё-таки наш профиль – это жильё элитного и премиум-класса в Петербурге.

 У вас была договорённость об открытии фитнес-клуба Black Star Fitness от Тимати в элитном ЖК «Привилегия». Соглашение в силе, когда планируется запуск?

– Ситуация, в которой оказалась фитнес-индустрия, отразилась на наших планах запустить спортивный объект в этом году. Сейчас договор находится у наших потенциальных партнёров. В ближайшем будущем выйдем на сделку.

 Востребована ли стоянка для яхт на Малой Невке? Кто управляет мариной?

– Марина очень востребована. У нас семь причалов на 39 мест для катеров и яхт длиной от 6 до 15 метров и осадкой до двух метров. Все они обслуживаются управляющей компанией, которая отвечает за жизнь всего комплекса. Почти все места давно проданы. В наличии только одно: его стоимость – 1,5 млн рублей, а длина – 10 метров. Как застройщики мы не сдаём места в аренду, но это может делать сам владелец катера.

При этом мы всегда оставляем одно место вакантным. Это дополнительная опция и часть нашего сервиса для жильцов «Привилегии»: они могут арендовать яхту с экипажем и кейтерингом и отправиться на водную прогулку прямо от дома.

Привилегия_ЖК
ЖК «Привилегия» на берегу Малой Невки

 Близок к завершению ваш первый апарт-отель Next на Васильевском острове. Вы заявили, что скоро будет Next-2. Значит, собираетесь развивать апарт-проекты? Как вы оцениваете потенциал этого сегмента в Петербурге?

– Да, мы планируем развивать это направление, но о старте NEXT-2 объявим, когда на рынок доходных апартаментов вернётся определённость. Новые проекты продолжат выходить, вопрос лишь в сроках их реализации. Этот рынок ещё далёк до насыщения.

Все, кто реализует апартаменты, ощутили снижение покупательской активности. Инвесторы осторожничают прежде всего из-за полного отсутствия туризма и кризиса на рынке аренды жилья.
При этом основная часть покупателей в NEXT – инвесторы. Их доля составляет около 80%. Две трети из них покупают юниты для последующей сдачи в аренду, остальные – для перепродажи после ввода в эксплуатацию.

У нас стабильная доля пакетных сделок, когда приобретают сразу два-три апарта и более; есть прецедент с выкупом всего этажа. Такие инвесторы никуда не делись. И нам есть что им предложить. Например, весь 11-й видовой этаж в одном из корпусов NEXT у нас как раз отведён для такой оптовой покупки.

 Когда начнутся продажи в новом проекте «Мадонна Бенуа»? Почему решили сохранить в нём поздние сталинские пристройки?

– Продажи откроем до конца этого года. Один из прежних владельцев намеревался снести сталинские постройки, но мы обследовали здания, они оказались надёжными. Поэтому решили сохранить их, вернув достойный Петербурга облик.

 Вы рассказывали, что интерьеры домов будут украшены картинами правнука Леонтия Бенуа. Что это за история, как вы на него вышли?

– Мы выяснили, что архитектором двух сталинских зданий был Логин Шретер, принадлежащий знаменитой династии Бенуа. Изучая историю этой семьи, мы выяснили, что ей принадлежала картина раннего Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», которая теперь находится в Эрмитаже. В этот момент у меня родилась идея нового прочтения старых традиций, совершенно уникальный проект с современными технологиями.

Благодаря соцсети я познакомилась с художником Петром Фильчаковым, который оказался внуком архитектора Логина Шретера. Вот так сохраняется и наследие прошлого, и разворачивается история о прекрасных людях, которые жили и творили в нашем городе.

Мадонна_Бенуа_ЖК
Клубный дом «Мадонна Бенуа» на Малом пр. П.С.

– На Крестовском острове завершается клубный дом Esper Club, который выделяется яркой архитектурой. Богатым будет не только внешнее убранство, но и интерьеры: двусветный холл, лобби с камином, витражи, кованые элементы, зона отдыха с небольшой кондитерской. Окупается ли вся эта красота с мавританскими мотивами? Кстати, кто разрабатывал дизайн общественного пространства, тоже Евгений Подгорнов?

– Концепция разработана фирмой Studia 54, которая специализируется на люксовых интерьерах объектов по всему миру: от Нью-Йорка до Сингапура.

Для нас было крайне важным создать дух клубности, закрытости и роскоши для жильцов Esper Club. Как сделать дизайн внутренних помещений, чтобы входная группа не диссонировала с фасадами и при этом тоже удивляла и восхищала? Так появилась идея придать интерьерам элементы стиля ар-нуво. Люди, приобретающие элитную недвижимость, должны чувствовать, что здесь вложена душа, что мы предвосхитили все их ожидания.

Esper Club_Входная группа
ЖК Esper Club, входная группа

 Вы с супругом задумывались оставить чуть ли не половину квартир в ЖК «Приоритет», чтобы управлять им самостоятельно как доходной недвижимостью. Почему именно в этом проекте? И актуальна ли эта идея?

– Квартиры в доме «Приоритет» по праву относятся к понятию трофейной недвижимости. Среди покупателей – спортсмены с мировым именем, бизнесмены и главы корпораций, которые владеют домами в самых дорогих уголках мира. Экспозиция таких квартир может занимать не один год, поэтому мы рассматриваем разные сценарии реализации этого объекта. Пока идёт активное строительство – осенью подведём дом под крышу.

Приоритет_ЖК
Клубный дом «Приоритет» на Воскресенской набережной

– Собираетесь ли менять выбранную стратегию развития в связи с пандемией и падением платёжеспособности населения? Интересны ли другие сегменты, рынки или регионы?

– Мы постоянно изучаем предложение земельных участков, у нас есть несколько площадок для проектов бизнес-класса, но приоритетное направление – элитный сегмент.

Подобно тому, как художник годами пишет картину, а писатель – книгу, так же и у нас весь цикл занимает три-четыре года. Всё это время ты глубоко погружён во все процессы, включая переговоры с потенциальными клиентами. Ведь когда вы инвестируете в жильё 100–200 млн, вам хочется постоянно быть на связи с первым лицом. Со временем такие клиенты становятся твоими друзьями. А ты отвечаешь за конечный результат.

Главный недостаток работы с проектами в эконом- и комфорт-классе – именно в отсутствии творчества. Там оно не подразумевается в принципе.