НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

22 ноября, 00:29

«Общественность Петербурга требует знаковых проектов»

19 ноября 2020 в 08:51

Филипп Грибанов, представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, уверен, что сроки реализации знаковых проектов не столь важны в сравнении с их пользой для города.

Грибанов Филипп
представитель Фонда содействия строительству культовых сооружений РПЦ в Петербурге

Мегаполис такого исторического, культурного и политического масштаба, как Петербург, не может нормально жить и развиваться, отвечая только на базовые нужды своих жителей. Конечно, без решения бытовых задач обойтись нельзя, но это не могло и никогда не сможет сделать город великим.

Северная столица вошла в число величайших и красивейших городов мира будучи лицом Российской империи – одной из ведущих держав Европы. Такую задачу ставил перед городом его основатель – император Пётр Великий, и её решение с самого начала определило роль Петербурга.

Если проецировать идею «пирамиды человеческих потребностей Маслоу» в градостроительную плоскость, очевидно, что поселение, единственной целью которого является удовлетворение лишь базовых потребностей жителей, никогда не приобретёт сколько-нибудь важного значения.

Для этого нужна работа духа, творческая самореализация, постановка сложнейших задач – и достижение их. Петербург всегда был городом-амбицией с заведомо завышенными требованиями, попытка соответствия которым только и могла породить шедевры; местом свершений, воплощения великих идей и замыслов. Без этого он никогда не состоялся бы в том масштабе и в том облике, которые знает и перед которыми преклоняется весь мир.

И сегодня, говоря о восстановлении исторических объектов, которые Петербург утратил, мы смотрим не в прошлое, но в будущее. Воссоздание шедевров минувших веков, возвращение исторического облика площадей и улиц мы рассматриваем не как самоцель, но как один из шагов к возрождению величия Северной столицы России. Нельзя допустить, чтобы от нашего времени в истории города сохранились только безликие жилые кварталы и коробки торгово-развлекательных центров.

Подлинная, внутренняя, духовная жизнь Петербурга, его традиции, его амбиции требуют новых масштабных начинаний. Неслучайно опросы общественного мнения стабильно фиксируют запрос на интересные, знаковые проекты. Петербуржцы даже на подсознательном уровне хотят появления инициатив, соразмерных по масштабу историческому величию города.

Сейчас звучат разные мнения о проекте восстановления колокольни собора Воскресения Словущего, более известной как колокольня Смольного монастыря. А вместе с тем этот проект – не что иное, как ответ на внутреннее стремление города к развитию, красоте, возвращению былого блеска и значения. Залечивая архитектурные раны прошлого, мы формируем будущее. Именно сквозь призму такого подхода надо смотреть и на инициативу завершения комплекса зданий Смольного монастыря в том виде, как задумывал его гениальный Растрелли. Это проект масштабный для своего времени, который остаётся таковым и сейчас.

Не надо смущаться перерывом между началом строительства ансамбля и его завершением. Мировая история знает множество подобных прецедентов. Например, кафедральные соборы в Руане или Кёльне начали строить в XII–XIII веках, в целом завершили – в XV–XVI веках, а современный облик они получили при реконструкции в конце XIX века. И это нимало не мешает им быть признанными мировыми шедеврами. К возведению знаменитого барселонского собора Саграда Фамилия великий Гауди приступил в 1882 году. Несмотря на то что храм всё ещё строится, он уже внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не сроки реализации, но лишь красота и величие замысла имеют значение. Завершая проект Растрелли, мы не только отдаём дань гениальности его идей, но и привлекаем внимание всего мира к Петербургу – городу великой архитектуры.