«Мы хотим разнообразить архитектурные решения в Ленобласти»
В Ленобласти снова меняются градостроительные нормативы. О том, чего ждать жителям Бугров, Колтушей и Заневского поселения и почему обитатели Янино выступают против Генплана Петербурга, NSP рассказал председатель Комитета градостроительной политики Ленобласти Игорь Кулаков.
Кулаков Игорь Яковлевич
– Игорь Яковлевич, с 2020 года Комитет по градостроительной политике получил новые полномочия. Что изменилось? Со стороны может показаться, что перемен нет: в 2018 году архитектор Игорь Матвеев представлял проект изменений в Генплан Мурино, теперь он же представляет проект ПЗЗ…
– Новые полномочия комитета – это подготовка и утверждение
ПЗЗ. Документы разрабатывает наше подведомственное учреждение – ГКУ
«Градостроительное развитие территорий Ленинградской области», а не подрядчик.
Но мы принимаем к рассмотрению ПЗЗ, подготовка которых началась до 1 января
2020 года (как в Мурино). Подготовка генпланов по-прежнему входит в полномочия
органов местного самоуправления.
Игорь Дмитриевич Матвеев работает по контрактам, которые заключены с органами местного самоуправления. Исторически так сложилось, что он много сотрудничает с муниципалами в зоне «интенсивной застройки», на территориях рядом с Петербургом. Но и там он не единственный подрядчик.
– В ходе слушаний по проекту ПЗЗ в Мурино выяснилось, что многие жители даже не знали об утверждённых изменениях в местный Генплан. Появится ли в Ленобласти база данных или электронный портал, где будет собрана градостроительная документация, что-то вроде РГИС, работающей в Петербурге?
– Во-первых, проекты генпланов размещаются в информационной системе терпланирования (ФГИС ТП). Информацию об утверждённых документах можно получить и на сайте правительства Ленобласти. Параллельно мы сейчас создаём региональную систему государственного обеспечения градостроительной деятельности, где также будут опубликованы необходимые документы. Там будет информация об объектах регионального значения (дороги, крупные предприятия и т.п.) и местного (школы, детсады, медучреждения и т.п.). В этой системе также должна быть информация о ПЗЗ, проектах планировки, проектах межевания, генпланах, градпланах участков, о схеме территориального планирования ЛО. На ближайшие пару месяцев мы намечаем пробный запуск этой системы. Пока – в пилотных районах: Всеволожском, Кировском, Гатчинском, Кингисеппском и Тосненском. Сейчас отлаживаем систему, чтобы она была интуитивно понятной для пользователей.
– Что вы посоветуете потенциальному покупателю жилья, допустим, в Кудрово? Какие документы ему стоит посмотреть и где?
– Сначала нужно изучить градостроительную документацию на сайте муниципального образования. Если есть вопросы по планам застройки – уточнить по Генплану, ПЗЗ, посмотреть документацию по ППТ. Неплохо ознакомиться с планами и программами муниципальных образований.
– Предстоят ли какие-то значимые изменения в градостроительной документации Ленобласти?
– Мы готовим изменения
в региональные нормативы градостроительного проектирования. Это связано с
требованием Минэкономразвития изменить структуру документа, учесть потребности
различных отраслей. Сейчас мы собираем предложения от коллег из других
комитетов, думаю, в следующем году будет готова обновлённая редакция РНГП.
Сразу оговорюсь: речь не идёт об увеличении высотности или этажности. Она останется как есть: для городских населённых пунктов в зоне агломерации – 12 этажей, для сельских – 9 этажей. Чем дальше от границы с Петербургом, тем меньше эти показатели.
– Небоскрёбы в пригородах могут появиться?
– Де-юре сейчас такой возможности нет, да и предложений таких не поступало. «Лахта-центр» у нас пока один, и инициатив о предполагаемом строительстве подобных объектов не имеется. Другое дело, что в действующей редакции региональных нормативов мы предусмотрели возможность создания архитектурных доминант с повышенной этажностью. Для городских поселений в агломерационной зоне максимальная высота доминанты – 21 этаж. Обратите внимание: это именно доминанты. Их количество нормируется: площадь застройки такими зданиями в границах квартала не должна превышать 20% площади застройки, установленной для всего квартала. Подчеркну: не общей площади квартир, а суммарной площади «пятен» под застройку. Линейная протяжённость фасадов таких зданий вдоль границы квартала тоже ограничена: не более 20%. Мы ввели эту норму, чтобы разнообразить архитектурные решения и попробовать реализовать методы каскадного строительства. При этом мы не изменили показатели плотности: 9000 кв.м на гектар.
– Что стоит знать застройщикам в свете предстоящих изменений в РНГП?
– Глобальных изменений там не будет. Но есть перечень поручений губернатора Ленобласти о введении единого социального стандарта. Там прописано, сколько школ, детсадов, других социальных объектов должно быть в населённых пунктах области. Эти стандарты необходимо учитывать при подготовке ППТ. Застройщики с пониманием относятся к нашим требованиям и замечаниям.
– Как строится ваша работа с петербургскими коллегами? В городе идёт подготовка к обновлению основной градостроительной документации…
– Взаимодействие с
Петербургом в вопросах градостроительной деятельности строится по нескольким
направлениям, включая рассмотрение наиболее значимых вопросов на заседаниях
Координационного совета СПб и ЛО в сфере социально-экономического развития.
При подготовке или внесении изменений в Генплан Петербурга или схему территориального планирования Ленинградской области взаимоувязка документов происходит путём их взаимного согласования. В правительство области поступило уведомление о размещении во ФГИС ТП проекта петербургского Генплана. Он направлен в органы исполнительной власти Ленобласти для рассмотрения. Муниципальные образования, имеющие общую границу с Петербургом, тоже его изучают. Мы получаем от них либо согласование, либо предложения, учитывающие интересы развития территорий.
– Некоторые муниципалитеты Ленобласти отказываются согласовывать петербургский Генплан...
– Есть и такие ответы. Например, администрация Заневского ГП не согласовала идею расширения мусороперерабатывающего завода МПБО-2 в Янино. Увеличение мощности предприятия приведёт к увеличению санитарной зоны. Понятно, что администрация поселения будет отстаивать интересы жителей. Всё это будет учтено в нашем заключении.
– Какие у вас есть полномочия при отстаивании интересов жителей и резидентов Ленинградской области в таких ситуациях?
– Есть Градостроительный кодекс, есть порядок подготовки документов территориального планирования и порядок согласования этих документов с органами исполнительной власти территорий, на которые могут оказать влияние объекты, предусмотренные Генпланом. Если объекты Петербурга оказывают негативное влияние, мы готовим заключение о несогласии. И пока противоречия не будут преодолены, закон Петербурга о Генеральном плане принят быть не может.
– Мурино – это теперь город. Будет ли у него новый Генплан? Пока там действует Генплан сельского поселения.
– Мы рекомендовали администрации Мурино подготовить проект нового Генплана.
– Тот вариант ПЗЗ Мурино, который вынесен на общественные слушания, позволяет создать там парки?
– Не хочу вселять ложную надежду в сердца жителей Мурино, однако недавно прошло совещание с администрацией Бугров, также и о подготовке изменений в Генплан. (Решение о разработке этого документа принимает администрация Всеволожского района, а не правительство области.) Мы предварительно договорились, что должна быть выделена территория 40 га для создания парка. После долгих переговоров собственник земли согласился изменить зонирование. Теперь муниципалам предстоит решить имущественные вопросы. То есть гипотетически может появиться рекреационная зона на границе между Буграми и Мурино.
– Будет ли меняться градостроительная документация Девяткино в связи со строительством нового квартала от ГК «ПИК»?
– Генплан там пока
менять не будем, в начале ноября группа «ПИК» представила нам предложения по
внесению изменений в проект планировки территории. У нас уже есть замечания,
будем просить разработчика их устранить. Когда проект будет готов, его вынесут
на публичные слушания.
Возможно, в Девяткино также потребуются локальные изменения в ПЗЗ. Скорее всего, они коснутся технических моментов и уточнения градостроительных регламентов. Возможно, в них потребуется включить условно-разрешённый вид использования для возможности появления локальных высотных доминант, о принципах создания которых я уже говорил.
– В Колтушах предстоят какие-то изменения? Институт Павлова планирует создание международного центра…
– В Колтушах также появится новый Генеральный план, потому что произошло объединение Колтушского и Разметелевского муниципальных образований. Этим вопросом сейчас занимается администрация Всеволожского района. Что касается института физиологии имени И.П. Павлова, пока информация о стройке к нам не поступала. Оговорюсь, что на объект ЮНЕСКО – парк рядом с Павловским городком – никто не посягает. Эта зона остаётся под охраной.
– Осенью прошли слушания по Генплану Заневского поселения. Как идёт согласование документа? Жителей особо волновала территория рядом с Колтушскими высотами.
– Проект пока не утверждён, правительство области подготовило сводное заключение об отказе. Федеральные органы исполнительной власти Генплан не согласовали. После корректировки новый проект документа будет снова размещён на ФГИС ТП, заново пройдут публичные слушания. Что касается территории рядом с Колтушскими высотами, её нужно дополнительно изучить и сделать корректные выводы о природоохранном, хозяйственном, историко-культурном и эстетическом значении. Насколько я знаю, такое исследование будет проведено.
– Кстати, о природных территориях. Много было разговоров о создании зелёного лесопаркового пояса вокруг Петербурга.
– Мы вместе с
Петербургом подготовили проект возможной конфигурации его границ. Со стороны
Петербурга речь идёт о включении в состав этого пояса территории около 23 000
га, со стороны Ленобласти – примерно 86 000 га. В его войдут и лесничества, и
ООПТ.
Однако Минприроды отказало в подготовке соответствующего проекта
постановления Правительства РФ, в том числе из-за того, что на федеральном
уровне создание лесопаркового зелёного пояса одного субъекта РФ (в данном случае
– Петербурга) на территории другого (Ленобласти) пока недостаточно
урегулировано.
Теперь общественные палаты города и области с учётом замечаний, полученных от Минприроды, повторно готовят предложения по созданию такой лесопарковой зоны. После принятия постановления у нас будет 180 дней, чтобы описать границы. Это реальный срок, уже проделана большая подготовительная работа.