НАШ ЦИТАТНИК: «В третьем квартале заметно сокращение объёма сделок с новостройками. Но, полагаю, по итогам года девелоперы окажутся в плюсе – за счёт активных продаж в I полугодии. А вот «запаса» для снижения цен практически нет из-за возросшей себестоимости...» Максим Жабин

23 октября, 15:08

Стройки спорят за металл

29 января в 06:30
2 274

Стройки спорят за металл

Из-за роста цен на металлопрокат Ленобласть предлагает изменить закон о госзакупках, а НОСТРОЙ запускает электронную биржу стройматериалов, чтобы застройщики могли покупать их напрямую у производителей.

О росте стоимости стройматериалов, а особенно металла, застройщики говорят уже год. Но к концу 2020-го цены на металл начали стремительно расти. В Ленобласти подсчитали, что к концу года стоимость арматурной стали – одного из основных материалов при строительстве социальных объектов АИП – увеличилась по разным позициям на 70–100%. По данным подрядчиков, средняя стоимость арматурной стали составила 34 600 рублей за тонну. Соответственно, подорожали и железобетонные конструкции. В результате себестоимость строительства объектов в рамках государственных и муниципальных контрактов увеличилась от 2 до 7%. Но законодательство не позволяет дополнительно финансировать действующие контракты.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков отмечает: помимо металла значительно подорожали кабельная продукция и керамические изделия. По некоторым позициям рост цен на стройматериалы доходит до 100%. А рост себестоимости особенно негативно сказывается на бюджетном секторе: рентабельность по госконтрактам ограничена сметными нормами и составляет 5–7%.

Областной Комитет по строительству предложил изменить 44-ФЗ, предусмотрев возможность увеличения цены контрактов из-за роста цен на строительные ресурсы. Предложения направлены в Минстрой.

Такие положения есть в правительственном законопроекте, внесённом в Госдуму на днях. А весной президент РФ подписал пакет антикризисных мер, предусматривающих, помимо прочего, возможность пересматривать цены и сроки исполнения государственных контрактов, а также увеличивать авансовые платежи. Однако вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз говорит, что эти важные меры не нашли широкого применения: «Только 8% строительных организаций смогли воспользоваться такими возможностями из-за длительной процедуры изменения условий контракта и отсутствия регламентов. В результате региональные и муниципальные заказчики, опасаясь претензий со стороны контролирующих органов, зачастую отказывают в этих мерах поддержки строительной отрасли».

Ленобласть также просит разработать методику расчётов стоимости материалов, исходя из их фактической рыночной цены, а не нормативной. Страна уже давно должна была перейти на ресурсный метод ценообразования, но пока не получается: информационная система не готова. Есть предложения по ограничению экспорта сырья и готовой продукции для стройки, по введению пошлин (на ограниченный срок) для сдерживания роста цен на стройматериалы.

Представители крупнейших металлургических компаний на недавнем совещании в Минпромторге заверили, что рост кратковременный и скоро цены  снизятся. Просто в начале 2020 года потребление арматуры в стране не росло, и её продавали на экспорт. А когда внутреннее потребление резко увеличилось, из-за ажиотажа подскочили и цены.

В конце прошлого года Минпромторг при поддержке ФАС изучал возможность введения пошлин. Вместе с Минстроем создана рабочая группа для разрешения ситуации, которая порекомендовала строителям заключать прямые договоры с металлургами, чтобы избежать «накрутки» посредников. В итоге к 25 января в НОСТРОЙ от строителей из 58 регионов поступило 160 заявок на заключение прямых контрактов на 1,2 млн тонн металлопроката. Чтобы автоматизировать процесс оформления таких договоров, Национальное объединение совместно с электронной торговой площадкой Газпромбанка разработали проект электронной биржи стройматериалов, сейчас площадка уже тестируется.