НАШ ЦИТАТНИК: «Новые условия государственной льготной ипотеки направлены в первую очередь на поддержку регионов. Что касается крупных городов, в них на первый план может выйти семейная ипотека...» Сергей Степанов

15 июня, 04:35

Портовый редевелопмент

1 апреля в 06:57
2 604

Портовый редевелопмент

«Трансмашхолдинг» предложил перенести порт в Усть-Лугу и застроить его территорию жильём.

Фото: Корабел.ру

Совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев предложил президенту Владимиру Путину поддержать проект редевелопмента Большого порта стоимостью 440 млрд рублей, пишет РБК. После переноса портовых мощностей в Усть-Лугу участок можно будет застроить. По предварительным подсчётам, речь идёт о 4,8 млн кв.м: 3,64 млн кв.м – жилая застройка комфорт- и бизнес-класса, 778 000 кв.м – коммерческая застройка и 347 000 кв.м – социальные объекты. «На высвобожденных 600 га территории будет создан флагманский район Петербурга, который станет катализатором городского развития, задающим новые стандарты удобной для жизни городской среды для всей России, – говорится в письме Андрея Бокарева главе государства. – Кроме всего прочего, такой проект сформирует современный облик его морского фасада и центра города». Инвестиции в развитие территории на месте Большого порта оценены в 440 млрд рублей. 

Проект уже обсуждался на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова, который на прошлой неделе поручил Минтрансу, Минэкономразвития и Росимуществу представить свои позиции. 

Перенос портовых мощностей в Усть-Лугу позволит экономить на транспортных расходах за счёт сокращения на двое суток транзитного времени при поставках в основные порты Европы, а также отпадёт необходимость в ледокольной проводке судов. Крупнейший совладелец Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин напоминает, что порт сегодня, помимо всего прочего, предоставляет десятки тысяч квалифицированных рабочих мест, а при переносе терминалов, связанных с экспортом нефтепродуктов, произойдёт выпадение перевалочных мощностей более чем на 11 млн т в год. «Вопрос редевелопмента территории порта требует тщательной проработки с учётом привлечения к обсуждению всех заинтересованных сторон – не только организаций, занимающихся погрузочно-разгрузочной деятельностью, но и транспортно-экспедиторских, бункеровочных, логистических, сервисных и других компаний», – говорит он. Сергей Шишкарев (совладелец Global Ports) отмечает: не объявлено, как будет происходить процесс релокации терминалов, как обеспечат непрерывность обработки грузопотока, как и на каких условиях станет выделяться земля в Усть-Луге, а также как будет происходить процесс компенсации уже понесённых затрат инвесторов и как на это отреагируют клиенты. 

«Анализ такого проекта должен учитывать не только доходы от продажи недвижимости, но и расходы на создание дублирующей инфраструктуры и перенос перевалки более 60 млн т грузов с учётом интересов десятков стивидоров и сотен компаний, осуществляющих свою деятельность в порту, равно как и тысяч работников портов», – прокомментировали в пресс-службе Первой портовой компании.

UPD. Проект редевелопмента Большого порта раскритиковала Ассоциация морских торговых портов (АСОП). По данным "Коммерсанта", портовики считают, что инициатива не только требует «колоссальных затрат», но и отрицательно скажется на экономике города и грузопотоках, приведет к увеличению тарифов на перевалку и уходу грузов в порты сопредельных государств. Сейчас и в горизонте до 2035 года насущная потребность и доказанная экономическая целесообразность реализации проекта отсутствуют, отмечают стивидоры. Морской порт Усть-Луга не располагает соразмерными территориями для развития, провозные способности железнодорожной инфраструктуры 120 млн тонн в год недостаточны для перевозки дополнительных грузов в объеме текущего грузооборота Большого порта (102 млн тонн плюс 60 млн тонн), а развитие федеральных и региональных автомобильных дорог области «не идет ни в какое сравнение с развитой логистической инфраструктурой» города, считают в ассоциации.Грузы, переваливаемые в порту Санкт-Петербурга, требуют именно автомобильной транспортировки на короткие расстояния, а транспортное плечо в 140 км до Усть-Луги сделает совокупную транспортную услугу неконкурентоспособной. Плюс государство вложило значительные бюджетные средства в инфраструктуру порта — гидротехнические сооружения (причалы, операционные акватории, каналы) и другие объекты общей стоимостью 26 млрд рулей,— ликвидация которых нанесет прямой ущерб казне. 

При этом проект «Морской фасад» на Васильевском острове также, по мнению портовиков, свидетельствует об ограниченном спросе на подобные объекты.