Электрические хитрости Елисеевых
Памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания – под неожиданным углом зрения. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».
Название: магазин купцов Елисеевых / Елисеевский магазин
Адрес: Невский пр., 56 / Малая Садовая ул., 8
Архитектор: Гавриил Васильевич Барановский
Годы постройки: 1902–1903
АВТОР КОЛОНКИ
Кузнецов Петр Александрович
ГК «Конфидент»
343 110 000 руб. составил доход Российской империи в 1913 году. 369 104 000 рублей составлял оборот «империи Елисеевых» к 1913-му. К этому моменту известные братья-купцы владели несколькими фабриками, конным заводом, кораблями, автомобилями и обозами, 117 доходными домами, акциями разных банков, торговыми точками в Польше, Германии, Франции, Великобритании и на Мадейре. И, конечно, двумя самыми роскошными магазинами России. Один из которых находится в Москве, второй – в Петербурге. Они до сих пор поражают не только яркой архитектурой, но и купеческой смекалкой, замешанной на технологических решениях.
Участок на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы никогда не пустовал. Всё-таки самый центр столицы. Долгое время здесь располагался трёхэтажный дом, которым владели в разные годы купцы, сенаторы, знать. К середине XIX века здание достроили до пяти этажей и начали сдавать различным конторам, в том числе печально известному «Складу русских сыров Е. Кобозева», из которого народовольцы вели подкоп перед покушением на Александра II.
Несмотря на подпорченную репутацию этого места, Елисеевы купили дом в 1898 году. Потому что дорого, престижно, с безупречной для торговли геолокацией. В 1902 году угол улицы вдруг закрыли гигантской деревянной коробкой, из-под которой целый год доносились звуки строительных работ, а работникам платили за молчание. Братья Елисеевы готовили горожанам грандиозный подарок.
В результате получился настоящий дворец изобилия и роскоши по проекту архитектора Гавриила Барановского. Величественное здание в стиле модерн, который вскоре стали называть «купеческим». Пожалуй, сегодня про такой стиль сказали бы «дорого-богато». Редкие породы камня, резное дерево, бронза, гигантские остеклённые поверхности, скульптуры, башенки, арки, искусные витражи, позолоченные балкончики. Эпатаж и продуманность каждой детали. Всё, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей, даже если те считали новое здание безвкусицей и называли «монстром». Однако с момента открытия и по сей день топонимику Петербурга невозможно представить без Елисеевского магазина.
Хотя просто магазином назвать его нельзя. Скорее в нынешней терминологии это был ТРК с торговыми, офисными и складскими помещениями, фуд-кортом и зоной развлечений. «Елисеевский» состоял из трёх огромных торговых залов, впечатляющего винного погреба, где ежедневно разливали 15 000 бутылок, шикарного ресторана, уютного театра, отделения банка и коммерческих курсов. А где-то в глубине здания находился офис братьев Елисеевых, настоящий пульт управления империей. Империей, где успешной торговле способствовал каждый элемент, включая передовые инженерные технологии.
Примерно за 20 лет до открытия магазина купцов Елисеевых в Петербурге в Англии состоялся судебный процесс на грани абсурда. Подсудимым выступало электричество, а свидетелями обвинения выступили художники, которые считали, что электрический свет «доставляет мало экспрессии», и английские дамы, сетовавшие, что он придаёт мертвенность лицам и мешает в подборе одежды. А торговцы жаловались на несвежий вид товаров. Так и хочется сказать в ответ: «Вы просто не умеете его использовать». Ведь именно электричество помогало купцам Елисеевым продавать больше.
Умелое сочетание естественного света из высоких окон, электрического света и огромных зеркал позволило создать слегка мрачную, но эффектную волнующую атмосферу в торговых залах. Четыре настенные люстры в виде гигантских бронзовых цветов с мягким жёлтым светом придавали помещениям почти домашний уют. С потолка свисали светящиеся «цветущие виноградные гроздья». Большие витрины с зеркальными стенами и подсветкой очень яркими лампами по периметру дарили ощущение праздничной парижской карусели и вечерних рестораций. Сюда выставляли самый изысканный товар, который так и хотелось купить. Маленькие витрины нижних рядов также имели отдельную подсветку и казались солнечными островками среди сумрака, они так и притягивали глаз к представленным товарам. А под самым потолком, на фоне витража «Древо жизни», красовалась невероятная люстра, которая переливалась, утопала в блеске кристаллов и слегка кружила головы.
Хотя к чему вести это повествование в прошедшем времени? Ведь знаменитый магазин и сегодня занимает тот же угол Невского проспекта. Сюда всегда можно заглянуть, чтобы погрузиться в атмосферу изысканной торговли начала XX века. Из старинных интерьеров исчезли только прилавки красного дерева, инкрустированный павлин, что сидел в нише у винного погреба, и та самая невероятная центральная люстра, что создавала головокружительный эффект и заставляла раскошелиться.