Под шумок от самолёта
Если местные чиновники не смогут договориться с Росавиацией о границах седьмой подзоны приаэродромной территории, то её установит Роспотребнадзор. Об этом говорится в законопроекте, принятом Госдумой в целом.
На использование участков на приаэродромных территориях накладываются определённые ограничения, в том числе в части строительства жилья в самой обширной седьмой подзоне. Поэтому их границы стали предметом споров между операторами аэродромов, застройщиками, региональными властями и федеральными чиновниками. Из-за этого у ряда аэродромов, в том числе у Пулково, зоны так и не утверждены.
Изменения в части приаэродромных территорий, как это не раз бывало, внесли поправками ко второму чтению в совсем другой законопроект. Он состоял практически из одной фразы и разрешал участникам публичных слушаний по градостроительным вопросам вносить свои предложения и замечания в форме электронного документа. Но представляя документ во втором чтении, заместитель председателя думского Комитета по транспорту и строительству Павел Федяев даже не упомянул о кардинальных изменениях в законопроекте.
В нём даётся определение негативному физическому воздействию аэропортов, для исключения которого и устанавливаются ограничения. Это несоответствие эквивалентного уровня звука (из-за полётов) санитарно-эпидемиологическим требованиям. При установлении ограничений надо также учитывать применение при строительстве, реконструкции и эксплуатации мер по предупреждению или устранению негативного воздействия и оценивать риски для здоровья человека.
Если федеральные чиновники из Росавиации не смогли договориться с местными о границах седьмой подзоны, то всё равно надо согласовать и сформировать зоны с первой по шестую. До установления приаэродромных территорий при строительстве и реконструкции на участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, ИЖС и строительства гаражей получать дополнительные согласования и санитарно-эпидемиологическое заключение не нужно. (Росреестр уже предлагал упростить регистрацию таких объектов, но эти инициативы не учтены.) Но затем использование участков и объектов на них, а также новое строительство должны соответствовать ограничениям для таких территорий. Хотя сносить существующие постройки, если они не отвечают регламентам, тоже нельзя, за исключением самостроя.
После установления зон с первой по шестую даётся год на определение седьмой подзоны. Правда со сроками в законопроекте есть некая путаница. Дальше по тексту говорится, что если седьмая подзона не сформирована до 1 июля 2021 года, это надо сделать до 1 января 2025-го. В случае разногласий её установит Роспотребнадзор, но всё же по согласованию с Росавиацией и властями регионов, на которые зона распространяется. Порядок разрешения разногласий между всеми чиновниками установит Правительство РФ. Методики установления седьмой подзоны, а также расчёта и оценки рисков для здоровья человека должен разработать Роспотребнадзор.
Пока седьмая подзона не определена, использование участков в целях, предусмотренных ограничениями, возможно только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора. Оно же потребуется для строительства и реконструкции объектов, если ограничения использования тоже пока не установлены.
Однако ограничения для седьмой подзоны не распространяются на участки (и объекты на них), права на которые получены до её утверждения, а также на новостройки, разрешения на которые выданы до этого момента (или разрешение не требуется, и работы уже начались). Но и возмещения возможных убытков в связи с установлением седьмой подзоны в этом случае не будет.
В целом же закон предусматривает возмещение убытков, причинённых гражданам и юрлицам при ограничении их прав на участки и другие объекты недвижимости, которые возникают из-за расширения взлётно-посадочных полос аэродрома и приаэродромных зон.