НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 00:09

Цеха для жизни

28 августа 2021 в 10:35

Заводские цеха «Красного знамени» приспособят под лофты.

Заброшенные здания фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице в начале этого года приобрёл холдинг AAG. Концепция редевелопмента корпусов фабрики сейчас проходит согласования, говорит Иван Донкин, руководитель проекта. Проект, разработанный при участии архитектурных мастерских Liphart Architects и Proxima Architects, предполагает приспособление исторических корпусов для современного использования – под многофункциональный комплекс с гостиницей, общественными пространствами и торговым променадом. 

«Здания "Красного знамени" подходят для размещения лофтов. За рубежом такие объекты после остановки производств заселялись представителями креативного кластера. В Советском Союзе и России заброшенных фабрик практически не было, все заводы работали до последнего, что сказывалось на их состоянии не лучшим образом. "Красное знамя" в этом плане – просто жемчужина, избежавшая варварского к себе отношения. Мало того, что объект уцелел в ту пору, когда промышленные здания легко сносили, так он ещё и относительно хорошо сохранился, – комментирует Всеволод Яковлев, руководитель Proxima Architects, автор концепции проекта. – Наша цель – сохранить исторические цеха. Преобразование промышленных зданий – достаточно сложная задача, учитывая конструктивные особенности, которые, например, влияют на коэффициент естественного освещения. У здания большой шаг колонн, соответственно, юниты в нём будут больше по площади, чем в среднем на рынке. Высокие потолки также оказывают влияние на планировочные решения. Например, в составе проекта запланированы виллы с 2–3 уровнями. Сохранить "память места" мы постараемся через интерьеры».

12 августа 2021
ВИДЕОвстречи
КУЛЬТУРНАЯ НАГРУЗКА: что делать с охраняемым зданием в составе девелоперского проекта?
Культурная нагрузка_NSP

По словам архитектора Степана Липгарта (АБ Liphart Architects), помимо реконструкции цехов предусмотрено новое строительство. Первое здание будет построено к югу от главного трикотажного цеха, между ним и Разночинными банями. Второе – на месте демонтируемой пристройки, возведённой в конце 50-х годов прошлого века. «По стилистике оно будет выдержано в архитектуре этого места, материалы будут использоваться соответствующие. Архитектура советского времени соседствует здесь с дореволюционной. Наша задача сегодня – сделать что-то соразмерное этой среде, уместное существующей застройке. В проекте Мендельсона над тремя цехами были запланированы вентиляционные надстройки. Построена была только одна, но её разобрали. В планах застройщика – воссоздать её как декоративный элемент», – рассказывает он.

Завод «Красное знамя» работал ещё в 90-е годы, для него даже закупалось европейское оборудование, но затем его стали банкротить, рассказывает Маргарита Штиглиц, доктор архитектуры, профессор кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица. «Всё опустело, мы стали думать, что с ним делать, привлекали внимание к объекту – к нам приезжали английские художники, устраивали инсталляции. При этом собственником неоднократно предпринимались попытки снять с охраны трикотажный цех, но его удалось отстоять. В результате все закончилось банкротством Игоря Бурдинского, основного владельца участка. Потом территорию "Красного знамени" поделили, часть его отошла под проект "Балтийской коммерции". Вторая половина долгое время пустовала, пока её не купила компания AAG», – вспоминает она. 

Фабричный комплекс строился по замыслу Эриха Мендельсона, но он признал авторство только силовой станции – этот факт в 90-е пытались использовать как аргумент для снятия объектов с охраны. И хотя остальные здания «Красного знамени» строились по проектам других архитекторов, они всё равно придерживались замысла Мендельсона. 

Фабрика «Красное знамя», несмотря на высокую историко-архитектурную значимость, вошла в сферу охраны культурного наследия только в начале 1980-х годов, говорит Маргарита Штиглиц. ТЭЦ фабрики стала региональным памятником в 1998-м. В состав объекта Всемирного наследия 1990 года она не вошла. В 2001 году трикотажный цех с мастерскими фабрики был включён в список выявленных объектов культурного наследия. Сейчас в КГИОП и на заседании НК ИКОМОС по промышленной архитектуре и инженерному наследию рассматривается включение в список объектов регионального значения трикотажного цеха с мастерскими.

«Безусловно, и трикотажный цех, и мастерские представляют ценность, – говорит Маргарита Штиглиц. – Если говорить о девелоперском проекте, то можно ожидать сложностей с приспособлением мастерских, учитывая конструктивные особенности этих зданий, их объёмы. Хотелось бы, чтобы территория фабрики была открыта для горожан, как и сами объекты. Добиться этого можно через создание променада и использование первых этажей под общественные функции».