НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 21:25

«За любым, даже самым лютым кризисом, всегда приходят восстановление и подъем»

15 марта 2022 в 08:41

В коммерческой недвижимости сейчас важны степень готовности проекта и минимум закредитованности, в жилье – ипотека и финансирование строителей, считает Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris.

Мошенский Борис Наумович
генеральный директор
Maris

– Как вы полагаете, какие проекты по совокупности условий подвергаются наименьшим рискам? 
– Думаю, что сейчас риски существуют везде и оценить их уровень достаточно сложно. Мне видится, что в коммерческой недвижимости проекты в высокой стадии готовности будут точно завершены, равно как и проекты, которые в наименьшей степени зависят от кредитных средств. В жилищной сфере все будет зависеть от двух факторов. Первый – это ипотека и ее доступность. Мы понимаем, что в последние годы именно этот инструмент был драйвером строительства жилья, особенно в сегменте «эконом», да и в более дорогих секторах. Второй – это доступность кредитования для застройщиков.  

– Какие меры господдержки строительной отрасли и покупателей жилья вы считаете оптимальными? Какие – наиболее вероятными? 
– Могу только обратиться к истории. Мы помним поддержку строителей в 2008 году,  знаем, как работала господдержка ипотеки в последние годы. 
В арсенале есть также налоговые льготы, упрощение каких-то процедур для уменьшения операционных издержек. Набор мер есть, но он ограничен, и в любом случае надо понимать, что и у государства сейчас не будет безграничных финансовых возможностей, поскольку поддерживать придется всех.

– За первые три дня кризиса россияне сняли в офисах банков и банкоматах около 1,8 трлн рублей (данные ТАСС). Как полагаете, какая часть этих денег окажется на рынке недвижимости? 
– Это вполне стандартная ситуация, которая уже бывала в нашей истории. Страх, что деньги на счете в банке обесценятся или будут заморожены, или пропадут (кто в какой сценарий больше верит), заставляет людей снимать наличность. Кто-то решил пристроить деньги в недвижимость, кто-то купил валюту, кто-то положил «под подушку». Сейчас фиксируется всплеск спроса на жилье, даже притом что ЦБ поставил заградительную ключевую ставку. Думаю, это продлится недолго. Такой взрывной спрос быстро спадет и, конечно, не сможет заместить сокращения объемов сделок с ипотекой.

– Сколько, на ваш взгляд, продлится острая фаза кризиса? 
– Боюсь, что сейчас никто не сможет дать ответ на этот вопрос. Важно помнить одно – за любым, даже самым лютым кризисом всегда приходят восстановление и подъем, при условии, что мы останемся в текущей системе координат рыночной экономики.