НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 21:29

Торговые центры Петербурга могут потерять до 40% арендаторов из-за ухода иностранных брендов

17 марта 2022 в 14:54

Сильнее всего от ухода зарубежных компаний могут пострадать крупные торговые центры Петербурга, где довольно большую часть площадей занимают бренды международных ритейлеров.

vk-группа ТРЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге
Фото: VK-группа «ТРЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге»

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ 

Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate: 

– Предполагаю, что большинство компаний, заявивших о приостановке деятельности, взяли паузу, чтобы проанализировать, насколько дорого им обойдется уход из России. А это, как правило, колоссальные расходы, если работа завязана на аренде, наличии складских запасов и отработанных логистических цепочках. Чтобы ответить на вопрос, кто сможет остаться, нужно знать структуру бизнеса каждой из компаний. Если зарубежные игроки примут окончательное решение об уходе с российского рынка, речь о франшизе не пойдет. В текущих условиях Россия воспринимается как «токсичный» рынок – высоки не только экономические, но и репутационные риски. Чтобы на место ушедших операторов пришли новые, потребуется время.

Сильнее всего пострадают крупные торговые центры, где международные бренды составляют большую долю «якорных» арендаторов. В ряде таких уровень вакантных площадей может увеличиться до 40%. В районных ТЦ практически нет крупных брендов, заявивших о своем уходе. Поэтому в среднем по рынку торговых комплексов вакансия достигнет 25–30%. Вакансия в стрит-ритейле может возрасти до 15%.

Российский сегмент фэшн-ритейла могут заполнить турецкие и китайские бренды. Среди них действительно есть сильные игроки. Но чтобы завоевать лояльность покупателей и стать якорными арендаторами, потребуется время на закрепление позиций. Продуктовый ритейл в более сложной ситуации. Чтобы занять площади ушедших игроков, наши ритейлеры должны обладать продуктовым запасом. Однако с поставками и логистикой сейчас проблемы. Прежде чем занимать новые площади, российские торговые сети должны пересмотреть ассортиментный ряд: значительная доля продукции поставлялась из Европы, а сегодня многие логистические цепочки прерваны.

Андрей Бойков, управляющий партнер Rusland SP: 

– Многие из игроков рынка коммерческой недвижимости взяли паузу примерно на месяц, чтобы понять, как дальше будет развиваться ситуация. Большинство брендов, которые заявили об уходе с рынка и приостановили свою деятельность, пока не расторгают договоры аренды с ТЦ. Есть единичные случаи, но массовых «писем счастья» от арендаторов пока не наблюдается. Таким образом, сейчас речь пока не идет об окончательном исходе. 

Понятно, что собственникам крупных ТЦ нужно проводить серьезную работу с теми, кто планирует остаться, оказывать им маркетинговую поддержку, а также мониторить локальный рынок брендов на случай экстренных ротаций. При этом многие арендаторы, которые чувствуют себя хорошо, например аптечные сети, пока не заявляют об активном развитии. Судьба складского рынка будет зависеть от масштаба релокации. В целом пауза, связанная с неопределенностью, сейчас возникла абсолютно у всех.