НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 14:55

В каких отраслях есть хорошие предпосылки и потенциал для импортозамещения?

NSP запускает новый проект «Сделано в России». Сегодня импортозамещение превращается из политического курса в настоятельную экономическую необходимость. Очевидно, что этот процесс будет очень непростым и не приведет к быстрым результатам. Однако он неизбежен в самых разных сферах экономики.

В каких отраслях, на ваш взгляд, уже есть хорошие предпосылки для развития отечественного производства? А где имеется пока неиспользованный потенциал?  

Можете привести примеры российской продукции, которую вы недавно для себя открыли, как в бизнесе, так и в обычной жизни? 
И чем она вас порадовала (соотношением «цена-качество», инновационными характеристиками, экологичностью и пр.)?

Иван Носов, директор по маркетингу и рекламе Группы ЦДС:
– Уверен, что предпосылки для интересного развития есть во всех сферах. Причем в каждой – своя объективная скорость процессов, в зависимости от емкости капитала, труда, научных исследований и т. д. Как обычно, быстрее всех будет реагировать малый и средний бизнес. У таких компаний есть реальный шанс выйти из категории «надо поискать» в заметных игроков на освободившемся поле. Хороший пример – производители МАФов. Весьма достойный выбор хороших отечественных компаний на любую задачу – от стандартного, каталожного оборудования до уникального, под конкретный проект. В личном плане давно и с удовольствием ношу одежду и обувь аутентичных питерских брендов...

Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»:
– В строительстве в плане импортозамещения потенциал высокий. По основному конструктиву – панели, металл, блоки – проблем не будет. Сложнее с инженерными системами: вентиляция, лифты, тепловые пункты... Аналогов или нет, или они дороже и хуже качеством. Это не критично, но есть еще проблема габаритов: в некоторых случаях придется пересматривать архитектурные решения, менять проект.
Но нет худа без добра: по крайней мере, придется четко осознать, что мы умеем и можем делать, а чему предстоит учиться. Главное, чтобы «пар не ушел в свисток», в лозунги и призывы. 
Мы на Киришском ДСК устанавливаем новую линию по выпуску панелей. Технологическое оборудование приобретем в Чебоксарах, но основу делали своими силами и по своим чертежам. Потратили время, но сэкономили 30-40% стоимости на этом этапе. Раньше, на подъеме рынка, наверное, предпочли бы купить все готовое, в полном сборе.
Сейчас самое важное – и на уровне предприятия, и в масштабах отрасли – составить полную и объективную картину: что и как будем заменять. Без этого не получится принимать верные управленческие решения.

Аркадий Скоров, генеральный директор СК «Дальпитерстрой»:
– В жилищном строительстве, особенно в масс-маркете, доля импорта относительно невелика: 10-12%. С производством основных материалов мы справимся, здесь никаких сомнений. Главные проблемы могут возникнуть в ходе обслуживания и ремонта сложной строительной техники, туда и надо направлять основные усилия...

Юсуп Магомедов, основатель компании «Дом Одет»:
– Мы сами являемся российским производителем и в это непростое время вошли максимально готовыми. Поскольку мы работаем с разными сегментами рынка, от «эконома» до «бизнеса», то имеем множество наработок, налаженных контактов и проверенных партнеров. Сильнее всего страдают проекты бизнес-класса, где доминировали европейские бренды. 
С этим, по сути, ничего не сделать. Например, отечественной бытовой техники бизнес-класса нет вообще, поскольку и покупателей, которые предпочли бы ее европейской, не было. Появится ли она? Конечно. Технологически ведь стеклокерамические варочные панели категории «эконом» и «бизнес» почти одинаковые. Разница в дизайне, в материалах, но это не кардинально новый продукт. То же и с фурнитурой. Высокий сегмент этого рынка занимали производители из Германии, хотя есть и классные отечественные фирмы, с которыми удобно работать и у которых отличные цены. Теперь у них появилась возможность занять свободную нишу.
Потребуется перенастроить логистику и сбыт, это совершенно реально. 
В этих условиях мы решили открыть премиальное направление DOT.Premium. Будем оснащать квартиры и апартаменты по европейским технологиям и лекалам с точечным применением европейской и российской продукции. Откроемся в течение месяца.

Кирилл Рузанов, генеральный директор и партнер управляющей компании «Начало.Сервис»:
– Мы, конечно, не ясновидящие, но при подготовке своих проектов изначально закладывали высокую долю российского и белорусского оборудования. Скачки цен и перебои с поставками во времена пандемии показали, что наш подход может значительно снизить издержки и риски, связанные с ограничением импорта. В отделочных материалах доля российской и белорусской продукции в наших проектах достигает 85%. И это отличная, качественная продукция, которая просто была необоснованно недооценена. Иногда нашим производителям, как ни странно, не хватало гибкости или индивидуальности условий, хотя казалось бы... Но в последние полтора года и эта ситуация улучшалась. В общем и целом, если говорить про отделку, эта сфера у нас достаточно неплохо прикрыта. 
Есть определенные пробелы в инженерном оборудовании, здесь доминируют западные бренды. Этой области предстоит долгий путь развития, заполнения рынка и создания новых товаров. То же – с высокотехнологичным оборудованием. Со временем мы и его сможем осилить, у нас много талантливых людей и светлых умов.

Виталий Никифоровский, вице-президент ГК Springald:
– Потенциал для развития отечественного производства есть во всех отраслях. В 2014 году, когда впервые возник системный кризис с поставками импортной спецтехники, мы решили участвовать в НИОКР по созданию механизмов, которые бы эффективно перерабатывали отходы прямо на стройплощадке. В результате сегодня на наших объектах перерабатывается до 80% разобранных конструкций. Экономический эффект очевиден. Снижается нагрузка на дорожную сеть, расходы на доставку материалов, освобождается место на свалках. Строители прямо на месте получают вторичный щебень из боя кирпича и железобетона, который не уступает по качеству щебню гранитному.
Все это оборудование создано в России. Сегодня производители предлагают широкую линейку навесного оборудования и продолжают его усовершенствовать. С помощью одного экскаватора мы можем снести здание, разобрать фундаменты, провести переработку отходов, просеять грунт, откопать котлован, погрузить шпунт – все это за счет смены навесного оборудования.

Илья Ядров, исполнительный директор ООО «АТ ИНЖИНИРИНГ»:
– В строительной отрасли сложная ситуация с тяжелой техникой, механизированным оборудованием, инструментом. Львиная доля – импорт. Можно ли в обозримые сроки локализировать производство техники и комплектующих, большой вопрос.
Что касается материалов – здесь ситуация оптимистичнее. В основном они производятся в России, большей частью из отечественных компонентов. Однако есть нюансы. Например, сыпучие материалы полностью выпускают у нас, а упаковка имеет импортную составляющую. Похожая ситуация с керамогранитом. В его составе есть красители, изготовленные за рубежом. Уверен, подобные вопросы могут быть решены быстро.
Однако одной из самых острых становится проблема рабочей силы. 
Зависимость от мигрантов велика, есть большая вероятность их оттока. Необходимо на государственном уровне повышать общественную роль и значимость рабочих специальностей. Популяризировать профессиональное техническое образование. А мы как работодатели готовы создавать условия для нормальной работы.

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»:
– Если оптимистично рассматривать кризис как время возможностей, можно смело говорить, что предпосылки для развития отечественного производства есть во всех отраслях. Не потому, что у нас везде есть какие-то уникальные достижения, а в силу того, что в условиях открытых границ и возможностей очень многие товары органично включали иностранные технологии и материалы, которые теперь стали или могут стать недоступны. До недавнего времени мне не приходило в голову интересоваться, целиком ли товар отечественный или сделан на импортном оборудовании. Международная кооперация была привычной, мы о ней не задумывались. Иногда это было обусловлено недостатком собственных технологий, но чаще всего чисто экономическими основаниями. Такой товар проще было купить и привезти, и даже со всеми расходами на перевозку и растаможку он обходился дешевле.
Лучшая российская продукция по соотношению «цена-качество-соответствие нашему уровню развития техники и общества» в настоящее время – это массажер «Мурашка». В этом товаре практически только плюсы: цена, полезный эффект для нервной системы, возможность производить своими силами, экологичность и т. п.

Екатерина Медведева, руководитель испытательного центра ГК «Глобал ЭМ»:
– Наш испытательный центр помогает в развитии продукта под названием «аэрокерамика». Это инновация, в которой остро нуждается строительный рынок. Аэрокерамика станет прекрасной, полностью российской альтернативой газобетону на рынке стеновых изделий. Сейчас на базе нашей лаборатории проводятся необходимые исследования, создано опытное производство, готовимся к массовому производству. Белорусскими партнерами подготовлено ТЭО строительства завода по выпуску аэрокерамической продукции. Завод будет работать на российском оборудовании с частичным использованием китайских агрегатов. Для производства потребуется только глиняный карьер. Без учета покупки участка и карьера, а также стоимости подведения инженерных сетей строительство обойдется до 700 млн руб. За два с половиной года можно запустить производство и начать поставлять на рынок аэрокерамические изделия, до 20 тысяч «кубов» в месяц.

Оксана Кравцова, совладелец и генеральный директор ГК «Еврострой»: 
– В элитном и премиальном сегментах не приходится говорить об импортозамещении. Такой уровень затрат должен предоставлять покупателю право выбирать из лучшего, а не из того, что есть. По текущим проектам у нас уже все законтрактовано. Скажем, сложные вентиляционные и оконные системы, которые будут установлены в клубном доме «Приоритет» на Воскресенской набережной, вообще не производят в России. Покупатель, приобретая коллекционную квартиру в центре города, имеет право требовать высокое качество воздуха в доме и отличную шумоизоляцию окон, что мы ему и гарантируем соответствующим импортным оборудованием от лидеров рынка.

Надежда Гайсина, руководитель ландшафтного центра «Грин Пойнт»:
– В ландшафтной отрасли появились хорошие предпосылки для развития отечественного производства. Российские питомники выращивают достойный посадочный материал: многолетники, однолетники, лиственные и хвойные деревья и кустарники, которые не уступают по качеству импортным аналогам. 
Приятным открытием для нас стало знакомство с отечественным разработчиком и производителем препаратов для растений. Он создал рецепты на основе биологически активных средств защиты растений с широким спектром действия.
Появились предпосылки для выхода на отечественный рынок линейки удобрений на основе органических элементов, специальных грунтов. По словам разработчиков, рецептуры были созданы много лет назад, но оказались невостребованными, когда рынок заполнил импорт. Эти средства отвечают современным стандартам экологически чистого производства и созданы без использования тяжелой химии и ГМО, на основе натурального сырья. 
Перебои с поставками иностранных товаров дали стимул для возрождения производства препаратов на основе разработок советских ученых, продвижения российской садоводческой продукции.

Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1»:
– В строительстве процент импортозамещения традиционно высок: бетон, дерево, металл, нерудные материалы, – это все в основном отечественного производства. Хотя добавки в бетон, позволяющие лить его при минусовых температурах, импортные, и на организацию их серийного производства в России уйдет какое-то время.
В отделке и в инженерных коммуникациях, конечно, процент импорта намного выше. Но тут, скорее всего, импортозамещение будет выглядеть как замена западного товара на белорусско-китайский.
Есть уже неплохие варианты отечественного производства одежды. Но что с тканями сейчас, я не знаю. Вот пушнина – это наше все, со стародавних времен. Мы постепенно возвращаемся к истокам – земледелие, огородничество, собирательство, охота, рыбалка... 

Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands Development:
– И в строительной отрасли, и в других сферах потенциал для импортозамещения просто огромный. 
Мне импонирует продукция мебельной фабрики «Альтаир». Ее часто выбирают для оснащения апарт-отелей. Производство в Ленобласти. Мебель делают на итальянском оборудовании по зарубежным лекалам. Фурнитуру пока не удалось заменить на отечественную, надеюсь, временно. Наша мебель не уступает аналогам, в том числе шведским, и по дизайну, и по качеству.
Еще один пример – компания «Слотекс». У них очень широкий ассортимент, включающий стеновые панели, напольные покрытия, кухонные фартуки, столешницы. Большое преимущество – наличие крупногабаритных панелей, их удобно использовать для высоких лобби в апарт-отелях. Вся продукция негорючая, пользуется высоким спросом в гостиничном сегменте.
В России также налажено производство сантехники европейских брендов (АМ-РМ) и керамического гранита (Kerama Marazzi), которые продолжают работать с компаниями-застройщиками.

Николай Гражданкин, начальник отдела продаж компании «Отделстрой»:
– Примерно 90% материалов, используемых в строительстве, отечественного производства. Это наша база: бетон, арматура, песок, кирпич и прочее. Утеплитель, керамогранит, окна, двери тоже выпускают российские заводы. Импортные у нас только лифты, насосное оборудование, фурнитура. Поэтому на фоне санкций строительная отрасль чувствует себя неплохо. Если говорить о других российских отраслях, которые уже давно производят качественные товары, то это мягкая и корпусная мебель, кухни, косметическая продукция, автомобильные аксессуары (фаркопы, боксы на крышу и пр.) и так далее.

Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens:
– Да, замещение не произойдет за один день, но мы и не первый год в процессе адаптации.
Я девелопер, с большим удовольствием покупаю МАФы в инновационном технопарке «Айра», это российский завод на территории Ленобласти; продукция по качеству не уступает европейской, а может, и превосходит. О фасадах: мне запомнился клинкер завода «Красный Камень», по дизайну и технологическим характеристикам соответствует крутым европейским аналогам, но по цене комфортнее. Производителей хороших оконных изделий в России достаточно, важно поработать над фурнитурой.
Если отвлечься на женские интересы, сейчас очень много интересных российских брендов одежды и украшений, но одежда и обувь для детей – открытая ниша для российских дизайнеров. Когда я бываю в центре, в ресторане «Блок», обязательно заказываю тарелку гатчинских сыров.
Работы много, это невозможно отрицать, но и потенциал большой.

Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург»:
– На мой взгляд, потенциал есть у электроники и слаботочных сетей. Уже сейчас активно тестируют российские процессоры «Эльбрус» и «Байкал». В жилых домах активно используются системы безопасности: контроль доступа, видеонаблюдение, домофония. Львиная доля компонентов идет из Китая и Тайваня. С учетом текущей ситуации важно эту отрасль активно развивать на территории РФ.