Эксперты рассказали, почему в Петербурге становится все меньше деревьев
Петербуржцы уже несколько лет говорят, что в городе не хватает деревьев. Почему на улицах мало озеленения, мало новых посадок, как это исправить?
Петербуржцы уже много лет говорят, что в городе не хватает деревьев. В советские времена аллеи можно было увидеть на набережных Обводного канала, канала Грибоедова. Почему сейчас улицы становятся менее зелеными и как исправить эту ситуацию? Об этом NSP рассказали кандидат биологических наук, соавтор методик оценки и мониторинга экологического состояния зеленых насаждений Санкт-Петербурга, разработчик нормативов качества зеленых насаждений Надежда Мощеникова, координатор движения "Деревья Петербурга" Мария Тиника, юрист, специализирующийся на защите зеленых насаждений, Ксения Михайлова, координатор группы "Центральный район за комфортную среду обитания" Ярослав Костров.
Причина № 1. В Петербурге сложно легально посадить новое дерево
В 2019 году активисты посадили клены на площади Восстания, но, чтобы сделать все по закону и согласовать посадку, потребовался почти год. В списке необходимых документов – планы сетей, акты осмотров, разрешения от различных комитетов, в историческом центре – согласование КГИОП... Через два года горожане повторили этот подвиг.
"В 2021 году мы высаживали липы на улице Маяковского и подробно описывали процесс согласования и даже делали инструкцию, – говорит Ярослав Костров. – Согласовать высадку деревьев жителю и иногда даже садово-парковому хозяйству практически невозможно из-за большого количества ограничений. Главным образом – из-за подземных сетей. Бывают ситуации, когда под газоном нет никаких коммуникаций, они находятся рядом – под дорогой, но газон все равно попадает в охранную зону, и там нельзя ничего посадить. Эту практику надо менять, мы общаемся по этому вопросу с чиновниками".
"Еще одна проблема – это отсутствие совместных программ по озеленению с жителями, бизнесом и даже с профильным комитетом (например, город выделяет определенные участки и делает упрощенной систему высадки новых деревьев. – NSP). Все, что сейчас высаживают, – это компенсация вырубки. Существует огромное разнообразие программ озеленения во всем мире. У нас максимум устраивают некие акции по высадке деревьев, но места для них выбирают чиновники, а не горожане", – говорит Мария Тиника.
Причина № 2. Активные вырубки
В Петербурге выдаются сотни порубочных билетов в год – информация о них есть на портале объектов городской среды. Поводом могут стать вырубки под благоустройство, ремонт, строительные работы. Часто проводятся санитарные вырубки, когда удаляются больные или погибшие деревья. Такие разрешения могут выдаваться и по результатам добросовестных обследований, но на деле это не всегда так. Например, санитарные вырубки могут привести к тому, что участок лишается статуса ЗНОП, кроме того, снижается его восстановительная стоимость (сумму, которую застройщик платит за вырубленные деревья).
"Вырубки могут проводиться на основании "сомнительного" обследования. Признаки сомнительности – составление многих актов обследования одним человеком за один день, неправдоподобное распределение по категориям (например, если много усыхающих деревьев, много здоровых, а промежуточных – нет). Если на каком-то участке (который присмотрели под застройку) по результатам обследования виден массовый сухостой, которого нету на спутниковых снимках", – говорит Ксения Михайлова. Порубочный билет можно оспорить в суде (успешный пример был в 2021 году). Но у жителей для этого слишком мало времени.
Причина № 3. Компенсации за срубленные деревья платятся в бюджет, но город не обязан тратить эти деньги на новые деревья
За срубленное дерево или куст в Петербурге нужно платить компенсацию – и иногда сумма идет на миллионы рублей. Но средства идут "в общий котел" городского бюджета, совершенно не факт, что они будут потрачены на новое озеленение.
В городе действует постановление "О размере и порядке возмещения средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений". Но нигде не прописано, как, когда и где нужно посадить новое дерево взамен срубленного. Бюджет города пополняется за счет вырубки деревьев, а город зеленее не становится. Это требует дополнительных изменений в законодательстве.
"В Европе некоторые страны перешли к заботе не о зеленых насаждениях как площади, а к каждому дереву, поштучно. Деревья чипируются, в чипах содержится информация о всех хозяйственных мероприятиях, проводившихся с данным деревом. Подстриг дерево, внес удобрение – записал информацию в базу данных. Наличие вредителей и болезней также документируется. Это позволяет более точечно и эффективно распределять бюджетные средства", – говорит Надежда Мощеникова.
Причина № 4. Ошибки в уходе
"Наибольшие повреждения саженцы деревьев получают при покосах окружающего газона с использованием триммеров. Если при этом страдает кора по всей окружности – то спасти дерево невозможно. Если только часть коры – то оно может выжить, но будет подвержено болезням", – поясняет Надежда Мощеникова,
Еще один фактор – глубокая обрезка ветвей. Такие работы оплачиваются из расчета за кубометры спиленных веток. В Петербурге широко применяется топпинг, или «остолбление» деревьев , при котором удаляется вся крона дерева. На оставшемся стволе могут образоваться молодые побеги, но не всегда. Березы и ясени неминуемо погибают от остолбления, тополя могут его пережить, но поражаются стволовыми гнилями.
Причина № 5. Недостаточный полив
Удивительно, но одна из причин плохого состояния деревьев в Петербурге – нехватка воды.
«Саженцы деревьев и кустарников после посадки необходимо поливать, особенно во время засушливого лета. При отсутствии статьи расходов на полив деревьев работники садово-парковых предприятий иногда высаживают под ними цветы, которые полагается поливать регулярно. Полив производится холодной водой из шланга, тогда как поливать нужно медленно, без напора, – говорит Надежда Мощеникова. – В Европе используют поливальные мешки, которые подвешивают в основание ствола молодого дерева. Вода из них постепенно попадает в почву, не размывая корни. Сам мешок защищает кору дерева от повреждений, а почву вокруг ствола от высыхания и перегрева. Таким образом, полив деревьев занимает меньше времени и требуется реже обычного».
Причина № 6. Плохая земля
Петербуржцы уже много лет замечают открытые корни деревьев, недостаток грунта. В городе продолжаются споры о том, нужно ли убирать опавшие листья – ведь они как раз должны образовать грунт и питать растения.
"Дискуссия об уборке опавшей листвы между учеными и хозяйственниками ведется довольно давно. С одной стороны, опавшие листья предохраняют почву под деревьями от промерзания, возвращают минеральные элементы в землю и являются средой обитания для мелкой фауны, – говорит Надежда Мощеникова. – Но вдоль улиц листья аккумулируют пыль и вредные выбросы от транспорта, поэтому их надо убирать, а восполнять дефицит минеральных и органических соединений удобрениями и новым грунтом. Для защиты от промерзания почву можно покрывать мульчой (корой), которая выполняет функцию «одеяла», – осенью положить ее, а весной убрать. Это большой труд, но хороший способ защищать деревья вдоль улиц. А в парках и дворах листья убирать не надо.
Кроме того, снег, убранный с дорог и тротуаров, нельзя складывать на газоны, так как он содержит концентрированные антигололедные препараты, которые оказывают токсический эффект на растения и почвенные микроорганизмы.
Причина № 7. Проблема в подходе
"Сейчас все заточено на процесс, а не на результат, поэтому нет необходимости лечить и сохранять деревья, если можно вырубить и посадить снова и снова. Как следствие, практически полностью исчезли вязы в городе. Тополя из ведущего вида в 50–70-х годах сейчас занимают всего 1% на улицах. Ясени могут исчезнуть в ближайшее время", – говорит Мария Тиника.
ЦИФРЫ
По данным Смольного, на территориях, подведомственных комитету по благоустройству, в 2020 году высадили 9,8 тыс. деревьев, в 2021 году – 11 тыс. деревьев. В 2022 году планируют высадить более 10 тыс. деревьев и 91 тыс. кустарников.