НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

26 апреля, 20:51

Бизнес встал перед дилеммой: инвестировать или подождать в условиях неопределенности

10 октября 2022 в 10:15

В условиях турбулентности на рынке бизнес встает перед дилеммой: инвестировать или выжидать? Об этом рассуждали участники делового завтрака BestBreakfast в Петербурге, организованного ГК «БестЪ» в октябре 2022 года. Как ни странно, смелые предприниматели оказались в большинстве. Они активно ищут новые ниши и проекты, в том числе и в сфере недвижимости.

BestBreakfast
Фото: Юрий Славцов

 Инвестиционный климат пока не очень греет. Позитивную динамику демонстрируют в 2022 году только три отрасли: строительство, добыча ископаемых и сельское хозяйство. В абсолютных аутсайдерах – производство автотранспорта (минус 64%) и оптовая торговля (минус 25%). 

По данным единого ресурса строителей, количество выданных положительных экспертиз по проектной документации многоквартирных домов в августе 2022-го оказалось в 2,5 раза меньше, чем годом ранее. 

В Петербурге за год вырос только индекс промышленного производства (+2,4%), хотя по России он в минусе; остальные отрасли также в миноре. В основном инвестиции идут в строительство и недвижимость (24%), IT, науку, разработки (15%) и производство (14%).

Петербург в российском инвестиционном рейтинге лишь на 10-м месте.  

Назад на рынок спекуляций, в 1990-е! 

Президенту холдинга «Евразия» и основателю спортклубов Fitness House Алексею Фурсову сегодняшняя ситуация напомнила лихие 90-е, когда все зарабатывали на спекуляции. «Летом в Париже видел брендовую сумку в магазине за 350 евро, в ДЛТ она сейчас стоит 200 тыс. рублей. Даже неприлично. Ценник в 7-9 раз выше только потому, что эту сумку пока невозможно привезти в Россию. Это не бизнес, но кто-то заработает на этом», – вздыхает он. Отметил он и отток кадров, хотя и не катастрофичный. 

«Согласен, мы возвращаемся в 90-е, когда можно было делать все, никаких тебе прав. Поэтому у нас нет планов, мы заняли выжидательную стратегию», – солидарен Александр Мышинский, генеральный директор ГК «Реал».

Кстати, про отток сотрудников, особенно молодежи, говорил почти каждый второй выступавший. Пока средние потери – 10%. «Когда входишь в офис, вспоминаешь название двух фильмов: 
«В джазе только девушки» и «В бой идут одни старики», – обрисовал картину Дмитрий Абрамов, партнер, гендиректор инвестиционного фонда Jensen Group. Хотя Эзгюр Эйридже, зам. генерального директора «Ренессанс Девелопмент», отметил, что стало легче находить квалифицированный персонал. Однако в бизнесе не все гладко. «Обычно к концу года у нас была информация, что примерно 70% арендаторов остаются на определенных финансовых условиях, а по 30% ясности не было. Теперь во второй категории – 55%. И это еще оптимистичный сценарий. Я не трус, но слегка боюсь», – продемонстрировал хорошее знание русского г-н Эзгюр. 

Стратегии либидо и мортидо 

Тем не менее оптимистов больше. Елена Смотрова, председатель совета директоров Tellus-Group, считает, что основной рецепт – продолжать работу: «Да, мы продвигаемся другими шагами, но делаем то, что должны. Если каждый будет поступать так, вокруг станет немножко лучше. Включайте больше человеческого фактора, входите в положение людей. И они станут увереннее хотя бы в своем настоящем».

С коллегой солидарна и Наталья Шатихина, управляющий партнер юридической фирмы СLC: «Война либидо и мортидо (между силами жизни и смерти) никогда не прекращается, просто она принимает разные формы. Вопрос только в том, строишь ты жизнь или смерть. Нас невозможно поставить на колени: мы лежали, лежим и будем лежать».

Игорь Мальтинский, директор по развитию Melon Fashion Group, серьезно перестроил стратегию и готов замещать покинувшие страну марки. «Раньше в одном из питерских ТЦ на три наших бренда мы брали 1,2 тыс. кв. м. Сегодня мы с этим же ТЦ обсуждаем площади 4,7 тыс. кв. м для четырех брендов. Мы рассматриваем около 250 площадок по России, которые имеют отношение к уходящим зарубежным компаниям. Надеемся стать одним из бенефициаров этого процесса», – заявил г-н Мальтинский.

Недавно Jensen Group вместе с Алексеем Фурсовым открыли вторую очередь современного Mouse House (семейный клуб и ресторан) на 1 тыс. кв. м в торгово-офисном комплексе «Ривер хаус». Там же партнеры запустят еще один совместный проект.  

Игорь Латыев, генеральный директор компании «Фрегат», отмечает: покупатели стоят в очереди за эксклюзивными часами еще недавно разваливавшегося часового завода «Ракета» в Петергофе. Новые инвесторы перезапустили производство, организовали шоу-рум и музей. «Продукция хорошо востребована в стране и на экспорт», – делится г-н Латыев. 

Мираж и диверсификация бизнеса 

Удивил своей новостью Виктор Рудман, генеральный директор «Мираж Синема»: 14 октября открывается после реконструкции мультиплекс «Мираж-Синема» на Большом пр. Петроградки. Количество мест сократилось: раньше тут их было более тысячи, а теперь – чуть больше 400. Зато киноцентр позиционируют в формате «лакшери». «Когда нет выхода, становишься оптимистом», – говорит г-н Рудман. 

Юрий Грудин, собственник компании Formula City (развивает апарт-отели под брендом Well), поделился последними приобретениями: «Я купил жилой проект в Москве вместе с партнерами. Вошел в достаточно большой бизнес – выращивание рыбы в нашем регионе. Инвестирую в людей и их благополучие, в медицинский проект, вкладываю в цифровизацию и внутренние стартапы, а также в искусство и благотворительность».

Как выяснили коллеги из «Коммерсанта», в сентябре Юрий Грудин стал владельцем 50% карельского ООО «Ру2», которое занимается рыбоводством. «Ру2» – инвестор строительства форелевого хозяйства на Ладожском озере в Приозерском районе стоимостью 1,7 млрд рублей.  

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Алла Сидоренко, партнер, руководитель направления складской и индустриальной недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:
– К факторам роста бизнеса в России можно отнести появление новых логистических цепочек и путей. По факту 80% импорта поступало к нам из Европы. После закрытия границ с февраля практически за четыре месяца был организован международный транспортный коридор Север-Юг – Москва – Астрахань/Каспий – Иран – Индия и увеличен объем грузопотока в восточном транспортном полигоне Москва – Урал – Казахстан и Москва – Урал – Владивосток. Более того, 8 сентября открылось строительство трассы М-12. Четырехполосная платная дорога протяженностью 12 тыс. км пройдет Москва – Казань – Екатеринбург и далее до Владивостока. При этом в развитии транспортных узлов задействуют 26 регионов, включая строительство логистических хабов. Первый заявлен в Новосибирске общей площадью 250 000 кв. м.

Игорь Латыев, генеральный директор компании «Фрегат»:
– Хочу привести пример из нашей деятельности. В этом году мы реализовали проект офиса продаж для часового завода «Ракета» – это полностью российское часовое производство, полный цикл которого локализован в России. Это завод с историей, в который вдохнул жизнь новый инвестор. И понятно, что они смогут воспользоваться уходом иностранных конкурентов с российского рынка в свою пользу. Этот пример показывает, что есть ниши, в которых грамотные инвестиции будут успешны даже сейчас. 

Юрий Можейко, учредитель и коммерческий директор «ГЛАССКОН»:
– Российский бизнес успешно занимает место ушедших иностранных компаний, например, в строительной отрасли. Да, есть высокотехнологичные ниши, где лидерство западных компаний пока доминирует, но в секторе производства, например, интерьерных решений и мебели наши компании работают успешно. Отсутствие определенности тормозит развитие, поэтому наблюдается упрощение технологической составляющей проектов, что влечет за собой и более простые решения в строительстве. Но российский бизнес чутко реагирует на запрос и будет стремиться удовлетворить спрос. Насколько это будет успешно и конкурентоспособно – покажет время.

Кирилл Остапенко, собственник «Велодрайв»:
– В нашем розничном бизнесе отток персонала, связанный с последними событиями, находится в пределах 10%. И как я вижу по беседам с другими предпринимателями, у всех примерно такая же цифра. Мы выбрали стратегию сохранения: будем смотреть, как развивается ситуация, поскольку ни на один из предыдущих кризисов происходящее сейчас не похоже.

Юрий Грудин, собственник Formula City:
 Мои последние инвестиции связаны с моей основной деятельностью, т. е. строительством жилья и апартаментов. Кроме того, я диверсифицировал бизнес и вошел в достаточно большой проект в сельском хозяйстве, развиваю медицинский проект. Также я инвестирую в людей, цифровизацию, искусство и благотворительность.

Игорь Гущев, старший партнер «Дювернуа Лигал»:
– Юридический бизнес пытается искать потенциал развития везде. Сегодня у нас много работы со сделками по продаже долей в компаниях, из которых выходят иностранные инвесторы, а также по структурированию российского бизнеса. Чтобы быть максимально удобными для наших клиентов, мы открыли офис в Дубае, зарегистрировали компанию в Узбекистане.

Николай Антонов, генеральный директор управляющей компании МТЛ:
– В текущей ситуации главное – быть готовыми на изменения. Любой объект недвижимости можно трансформировать в соответствии с требованиями рынка, а у нашей компании накоплены максимальные компетенции в данном вопросе. Каждый из владельцев недвижимости ищет, как улучшить показатели своего объекта. И мы готовы предложить индивидуальный подход, основанный на опыте реализованных и востребованных форматов.

NSP ДОСЬЕ  
ГК «БестЪ», «Дювернуа Лигал», постоянный партнер «Стройэксперт», банк-партнер «ПСКБ Банк», официальный автомобильный партнер «АВАНГАРД», партнеры: «ГЛАССКОН», «Фрегат», «Авантел» при поддержке УК «МТЛ», сети коворкингов с бизнес-средой PAGE, Бюро AIKIdesign и PR-партнера «Репутация». При поддержке «Недвижимость и строительство Петербурга».